Рассылка с сайта consultant.ru: Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.07.2021
Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.Вопрос:
Об НДС при реализации работ (услуг) должником, признанным несостоятельным (банкротом).Ответ:
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона положения подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса в редакции Федерального закона применяются с 1 января 2021 года.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 года работы (услуги), выполненные (оказанные) в процессе осуществления хозяйственной деятельности должниками, признанными в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2021 N 03-07-11/33921
Вопрос:
О переходе на УСН организации, реорганизованной путем преобразования ООО в АО и применявшей УСН до реорганизации.Ответ:
Пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация признается налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, учитывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, организация, реорганизованная путем преобразования общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество, до реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим может осуществить в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса как для вновь созданной организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2021 N 03-11-11/33791
Вопрос:
О формировании резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.Таким образом, резерв по сомнительным долгам формируется только в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией им товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом в силу статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2021 N 03-03-06/1/33342
Вопрос:
О выполнении функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате дивидендов иностранной организации.Ответ:
Пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.Сумма налога, удержанного с доходов в виде дивидендов иностранных организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 287 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 287 Кодекса определено, что по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.
Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Кодексом.
Учитывая требования подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Кодекса, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 указанной статьи, со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.
Согласно пункту 8 указанной статьи названные правила распространяются также на налоговых агентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2021 N 03-08-05/33225
Вопрос:
Об учете управляющей организацией в целях налога при УСН денежных средств, полученных от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг.Ответ:
В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.
При этом на основании подпункта 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2020 г. доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе управляющими организациями, в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, при определении объекта налогообложения не учитываются.
В этой связи управляющая организация независимо от применяемого объекта налогообложения ("доходы" либо "доходы, уменьшенные на величину расходов") полученные от собственников недвижимости денежные средства в оплату оказанных им коммунальных услуг, приобретаемых у ресурсоснабжающих организаций, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе доходов не учитывает.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2021 N 03-11-06/2/33191
Вопрос:
О признании контролируемыми сделок по предоставлению поручительств и учете в целях налога на прибыль доходов в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом таких сделок.Ответ:
Условия признания сделок контролируемыми определены пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).В то же время отдельные сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки вышеуказанным условиям. Перечень соответствующих сделок определен пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ.
В данный перечень, в частности, включены сделки по предоставлению поручительств, которые в соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 указанной статьи) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
При этом, принимая во внимание положения пункта 1 статьи 11 НК РФ, при определении состава участников (сторон) сделок по предоставлению поручительств в целях применения подпункта 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ необходимо руководствоваться положениями главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Одновременно отмечается, что в соответствии с подпунктом 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок, указанных в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2021 N 03-12-11/1/32992
Вопрос:
У иностранной организации есть представительство (филиал) в Российской Федерации. Ранее филиалу были перечислены денежные средства от иностранной организации (головного офиса за рубежом) на развитие деятельности в России.У иностранной организации (головной офис за рубежом - не филиал) заключен кредитный договор с иностранным банком (за рубежом, не в России) вне территории Российской Федерации. Рассматривается возможность осуществления платежей по процентам по кредиту в адрес иностранного банка с банковских счетов, находящихся в Российской Федерации.
Будут ли признаны вышеуказанные оплаты в адрес иностранного банка доходами, полученными от источников в РФ в рамках ст. 310 НК РФ (возможно, и других статей НК РФ); будет ли признан филиал иностранной организации в данном случае налоговым агентом; необходимо ли будет филиалу отражать суммы выплат в Налоговом расчете о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (учитывая то, что, как было описано выше, кредитный договор заключен между двумя иностранными организациями вне территории Российской Федерации и что расходы по процентам являются расходами иностранной организации (головного офиса))?
Ответ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относится процентный доход по долговым обязательствам российских организаций, а также по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам.
При этом в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указаны также "иные аналогичные доходы". При толковании термина "иные аналогичные доходы" следует учитывать, что в пункте 1 статьи 309 Кодекса приведен общий признак видов доходов иностранной организации, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций, - доход не должен быть связан с предпринимательской деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации. При этом в подпунктах 1 - 9 пункта 1 статьи 309 Кодекса приведен примерный перечень таких доходов. Поскольку все возможные случаи предусмотрены быть не могут, в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указано на аналогичные, то есть также не связанные с предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации, доходы иностранной организации ("пассивные" виды доходов), т.е. по существу указано, что их перечень является открытым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Таким образом, законодатель прямо указал в пункте 2 статьи 309 Кодекса перечень операций, доходы по которым не подлежат обложению у иностранных организаций налогом на прибыль организаций, к которым выплаты процентов по кредиту (займу) не относятся.
Исходя из вышеизложенного с учетом положений подпункта 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса проценты, выплачиваемые иностранной организации постоянными представительствами иностранных организаций по займам, кредитам (долговым обязательствам), выданным им для целей осуществления деятельности в Российской Федерации, признаются доходами иностранной организации от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса иностранная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, обязана исчислить и удержать налог с указанных доходов, полученных иной иностранной организацией.
Одновременно сообщается, что при налогообложении процентных доходов, получаемых иностранными организациями от источников в Российской Федерации, следует учитывать нормы статьи, регулирующей налогообложение процентного дохода, соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения (в случае наличия) при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
При этом отмечается, что, как правило, все международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения содержат положения, закрепляющие принцип, согласно которому государством источника доходов в виде процентов является государство, резидентом которого является лицо - плательщик таких процентов. Однако из этого правила предусмотрено исключение в отношении процентного займа, который имеет очевидную "экономическую связь" с постоянным представительством лица - плательщика процентов, расположенным в другом договаривающемся государстве. Если заем получен для нужд этого представительства и проценты выплачиваются за счет этого представительства, данный пункт устанавливает, что источник дохода в виде процентов находится в договаривающемся государстве, в котором расположено постоянное представительство, без учета резидентства владельца постоянного представительства, даже если он является резидентом третьего государства, что подтверждается пунктом 26 Комментариев к статье 11 Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2021 N 03-08-05/32988
Вопрос:
О представлении в налоговый орган, проводящий налоговую проверку, истребуемого документа.Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 4 статьи 93 Кодекса отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 названной статьи. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 5 статьи 93 Кодекса).
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг (абзац первый пункта 1 статьи 93.1 Кодекса).
В силу абзаца первого пункта 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 названной статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2021 N 03-02-11/32638
Вопрос:
О возврате суммы излишне уплаченного налога при наличии недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, штрафам.Ответ:
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).Исходя из буквального понимания приведенной нормы указанный зачет возможен только в отношении недоимки по налогам, задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет имущества лиц регламентируются статьями 46 - 48 Кодекса.
Исходя из требований статей 46 - 47 Кодекса в указанных в этих статьях случаях взыскание производится по решению налогового органа (решение о взыскании). Решения о взыскании, принятые после истечения установленных этими статьями соответствующих сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежат. В этих случаях налоговый орган в установленные сроки может обратиться в суд с заявлениями о взыскании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункты 2 и 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47).
Таким образом, в указанных в статьях 46 - 47 Кодекса случаях, если пропущенный для подачи в суд заявления о взыскании срок не восстановлен судом, обязательные платежи, регулируемые Кодексом, взысканию не подлежат.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, согласно требованиям статьи 48 Кодекса, осуществляется в судебном порядке.
Указанной статьей определен срок направления соответствующего заявления налогового органа в суд. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 48 Кодекса).
Таким образом, в указанных в статье 48 Кодекса случаях, если пропущенный для подачи заявления о взыскании в суд срок не восстановлен судом, обязательные платежи, регулируемые Кодексом, взысканию не подлежат.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2021 N 03-02-11/32596
Вопрос:
О признании в целях налога на прибыль доходов в виде компенсации потерь.Ответ:
В силу нормы статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налога на прибыль организаций доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.Порядок признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов при методе начисления установлен статьей 271 НК РФ.
По общему правилу доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
По своему характеру доходы в виде компенсации потерь учитываются в составе внереализационных доходов (статья 250 НК РФ).
При этом на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ такие внереализационные доходы подлежат отражению в составе доходов налогоплательщика на дату признания его должником.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2021 N 03-03-06/3/32431