
2 марта на Белом озере начнется одно из самых зрелищных мероприятий Якутска — ледовые гонки. Они пройдут в несколько этапов — 22–23 марта и 30 марта. Как все устроено в автомотоспорте республики, как готовятся к соревнованиям спортсмены и их железные кони, рассказал Алексей СИДОРОВ, руководитель установочного центра «Самурай», регулярный участник гонок с 2006 года.
— Гоночный спорт на Дальнем Востоке живет по-разному. У нас это Владивосток, Хабаровск, Амурская область и Якутия. Во Владивостоке, из-за того что сильно тепло, ледовые гонки не получили должного развития. В Хабаровском крае и Амурской области проводятся ледовые и трековые гонки и ралли. У нас ледовые гонки проводятся на протяжении 25 лет. Один раз в Якутске мы даже проводили чемпионат России в 2005 году.
— Следующий вопрос может прозвучать несколько странно, но все-таки: для чего создана Федерация автомотоспорта в республике? Ради одной единственной гонки в год?
— Все знают, что, когда машины едут и нарушают Правила дорожного движения, они становятся автомобильными хулиганами. Для того чтобы мы могли официально заниматься спортивно-техническими видами спорта, в 2011 году была создана аккредитованная федерация. В принципе, в регионе может быть и пятьдесят федераций, но аккредитованная только одна. Она имеет право организовывать гонки и прочие подобные мероприятия. Мы подчиняемся законам RAF — Российской автомобильной федерации. Головной офис находится в Москве. Наш представитель раз в четыре года ездит выбирать председателя RAF. Федерация следит, чтобы все происходило по законам, определенным техническим правилам, регламентам, а не просто так, кто как хочет. Чтобы никто не пострадал, если произойдет какое-то тяжелое происшествие во время мероприятия, если кто-то решит просто вдвоем провести дворовые гонки и что-то случится…
— Кого-то посадят.
— Да.
— Гонки — это экстремальный вид спорта. Произойти может всё что угодно.
— Многие, как правило, говорят и думают, что это так. На самом деле ничего особо экстремального в этом нет. Все рассчитано. Проходит в соответствии с техническими регламентами.
— Аккредитация делается за ваши средства или республика помогает?
— Помогает, но недостаточно. Мы общественная организация и существуем на общественные деньги. Как говорит наш председатель Дмитрий Хватов, федерация подается на федеральные гранты, но пока безуспешно. Для поддержки автомотоспорта для детей и подростков до 2016 года в республике существовала программа поддержки технических видов спорта, в рамках этой программы приобреталась спортивная техника для соревнований по авто- и мотоспорту, но с 2016 года ее отменили.
Наша фирма «Самурай» с 2012-го по 2017 годы была партнером чемпионата республики по трофи-рейдам. Он так успешно проводился, что мы дошли до звания RFC Sakha. Это международные соревнования в Малайзии, куда ездили наши якутские спортсмены. То есть в принципе поддержка есть, но хотелось бы, чтобы она была более существенная. Как пример можно привести Татарстан, где «КамАЗ-ралли» участвует в международных соревнованиях. Хотелось бы как в Советском Союзе, когда были школы картинга на базе ДОСААФ. Любовь мальчишек к технике начинается с этих спортивно-технических клубов. Оттуда потом выходят профессиональные водители, механики с большой буквы, конструкторы.
— Теперь давайте о гонках. Это очень зрелищное мероприятие, но мало кто разбирается в том, что происходит на трассе. Ездят себе машины и ездят. Кто-то побеждает. Молодцы. Хотелось бы знать нюансы, чтобы знать, каким трудом достается победа.
— Соревнования по ледовым гонкам проводятся ежегодно с 2000 года. В этом году они не будут юбилейными, так как в 2019 году гонка была отменена из-за коронавируса. Это 24-е гонки по счёту. Ледовые гонки состоят из двух классов автомобилей: 1500 (объем двигателя. — В. Б.) — «Лада-стандарт» («Жигули») и класс 1600 (участвуют любые «Жигули», иномарки с объемом двигателя не больше 1600. — В. Б.). Тюнинг разрешен согласно регламенту и у кого на сколько хватит средств. Кому интересно и кто хочет участвовать, могут обратиться в федерацию, мы все объясним.
Гонки проводятся в три этапа. 21 марта — квалификация. Прибывают пилоты. Автомобили проходят взвешивание, производится контроль технической комиссии, машины будут смотреть на допуски соответствия. Квалификация дает возможность определить, кто как будет ездить, с какого места. По итогам составляется стартовая таблица.
— Сколько всего планируется участников?
— Около 11–12 в боевом классе и 25 в стандарте. Примерно сорок пилотов. Допускается, чтобы несколько пилотов были на одной машине. Первый и второй этапы гонок пройдут 22 и 23 марта. Если один спортсмен займет первые места сразу в двух этапах, то он автоматически становится абсолютным победителем всей гонки.
— В этом году участники будут только из местных ребят или ждем гостей из других регионов?
— Это всегда остается интригой. Заявки принимаются в последний момент. Мы всегда стараемся, чтобы к нам приехал кто-то из известных гонщиков. К примеру, приезжал Михаил Садовничий. Иногда со своей машиной, а бывало такое, что ему предоставляли машину местные клубы. Сейчас неизвестно, приедет кто-то или нет. Все держится в тайне.
— После победы в гонках спортсмены дальше едут на соревнования? Обычно же бывают местные чемпионаты, потом региональные, а потом уже идут на Россию.
— У нас не так. Спортсмен может заявиться на любой этап соревнований, на любую гонку, если у него есть машина и возможность принять участие. Нет поэтапного прохождения.
— Где ребята тренируются?
— Раньше тренировочная трасса была там же, где проводили соревнования. В последние годы это поменялось. Теперь мы делаем тренировочные трассы отдельно.
— Где?
— Скорей всего, это будет озеро ЯНИИТ в 17 квартале на Объездной, буквально к выходным уже должна быть готовой.
— Сколько составляет протяженность гоночной трассы?
— 1300–1500 метров. Заезд состоит из четырех кругов. Дают старт, машины проезжают четыре круга, после каждого заезда насчитываются очки, и судейская команда выдает результат.
— Бывают спорные ситуации?
— Конечно. Обязательное требование по оснащению машины — это наличие видеорегистратора. На них видно, был контакт во время заезда или нет. Несмотря на то, что по всей трассе стоят судьи и наблюдают за гонкой, регистраторы все равно нужны.
— А как без контакта? Это же гонка.
— Все контакты запрещены, это не гонки без правил, где нужно «стучаться». Пилоты должны обгонять друг друга аккуратно, не задевая соперника. Машины двигаются по траектории очень близко друг к другу. Скорости достигают при заходе в поворот в боевом классе 130–150 км/ч. Если без каких-либо причин пилот ведет себя неправильно и неадекватно, ставит машину боком или «заправляет» другую машину, то его могут снять с заезда и результат аннулируют. Вплоть до того, что судьи могут остановить заезд, снять пилота и заново запустить заезд.
— Как часто такое происходит?
— Таких случаев за все гонки было мало. Несмотря на то, что мы конкуренты, нужно вести себя корректно. Можно, конечно, и по-хамски ездить, «грязно», а можно и проигрывать красиво, и давать обгонять. Есть свои нюансы. Правильно выбранная траектория, движение, умение правильно спланировать и завести скорость в поворот… Мы стараемся при строительстве трассы учитывать, чтобы все это было зрелищно и красиво. Чтобы зрители могли насладиться гонкой, услышать, как ревет машина, увидеть, как из-под колес вылетают снежные фонтаны.
— Если кто-то не согласен с результатом гонки?
— Автомобили перед соревнованиями проходят технический регламент. На квалификации двигатели пломбируются, и перед каждым соревнованием происходит взвешивание и сверяется наличие пломб, чтобы никто не поменял мотор. Только после этого они допускаются к соревнованиям. После соревнований все машины должны заехать в закрытый парк — протестовую зону. Там с ними запрещено что-либо делать, даже подходить нельзя. После того как происходит подсчет и объявление всех результатов, дается какое-то время, чтобы те, кто не согласен, могли подать протест или жалобу, что кто-то изменил технический регламент автомобиля.
— Например?
— Не на тех колесах поехал, карбюратор поменял и т. д. Могут быть подозрения, что на какой-то машине двигатель не 1600, а больше. В таком случае после соревнований пишется протест. Пока на гонках происходит награждение и все радуются, машина отвозится в специальный гараж, или назначается дата, когда пилот должен пригнать ее со всеми пломбами. Если пломбы вскрыты, то его результат аннулируется. С пломбами он должен попасть в гараж на комиссию, которая будет вскрывать мотор и измерять параметры. Если все соответствует, то результаты остаются, если требования нарушены, то результат аннулируется.
— Прецеденты были?
— Нет. Вскрывать вскрывали, но плохого ничего не было.
— Это чтобы лишний раз заморочиться?
— Дело в том, что гонки — это большие затраты людей, амбиции, настройка автомобиля. Ты стремишься, мечтаешь, и тут какая-то машина едет на голову быстрее, чем ты. Закрадывается мысль в голову: почему?..
— Из-за чего это может происходить?
— Секретов много. Гонка — это техническая задача, мастерство пилотирования и характер. Есть ребята, которые на слабых машинах едут очень красиво, достойно, и видно, что борются. Поклонники гонок могут наблюдать сочетание силы, характера, умения и техники на примере многократных чемпионов республики Вадима Данилевского и Владимира Макухи. Это команда СТК «Альфа». Они лидеры, секреты свои не раскрывают, и их машины почему-то ездят быстрее всех.
— Вот нехорошие. Шутка.
— Это спорт. Хотя некоторые спортсмены заметно выгорают в том плане, когда все время на протяжении десятилетий кто-то один занимает первые места. Но здесь в любом случае проявляется сила характера, спорт закаляет, и не нужно забывать, что это просто соревнования.
Беседовала Виктория БУШУЕВА
Публикация в газете
Якутск вечерний (от 02.03.2025)скачать dle 12.0