«Дистанционка»: как соблюсти права московских школьников на здоровье и на обучение
В Москве до 6 декабря продлено дистанционное обучение для учеников 6-11-х классов. С таким решением категорически не согласны многие родители московских школьников.
Информация о решении продлить дистанционное обучение до 6 декабря была опубликована на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. Он отмечает, что число заболевших школьников 6-11-х классов последний месяц находится примерно на одном уровне – 1,5-2,2 тыс. случаев в неделю.
«Это значит, что дистанционное обучение является эффективным средством профилактики распространения коронавируса. Школьники меньше болеют сами и реже заражают своих пожилых родственников», – подчеркнул мэр.
Однако такое решение не поддержали многие родители московских школьников. Они просят изменить систему обучения или вернуть очные занятия.
Роспотребнадзор: мы так уходим от локдауна
Елена Андреева, руководитель управления Роспотребнадзора по Москве, уверена: нельзя обсуждать дистанционное образование, абстрагировавшись от общей ситуации в городе. Мер, принятых в начале учебного года (разные входы в школу, исключение контактов между детьми из разных классов, строгий график питания в столовых и т.д.), не достаточно, подчеркивает чиновник.
В Роспотребнадзоре отмечают, что по сравнению с маем 2020 года число школьников с подтвержденным COVID-19 увеличилось вдвое. Больше всего контактируют друг с другом в школе именно ученики 6-11-х классов, считают в ведомстве.
«При любой вирусной инфекции мы выводим из контактов те группы, которые контактируют очень активно. И если в семье есть ребенок, который ходит в сад или в младшие классы, его количество контактов намного меньше. Ребенок в саду контактирует только со своей группой: у них свой вход, своя площадка для прогулки, отдельная возможность принять пищу. Мы уходим от возможности увести всех на локдаун».
Родители московских школьников разбились на два лагеря.
Общественное движение «Родители Москвы» выступает категорически против дистанционного обучения. Илона Менькова, президент движения, утверждает, что ограничения для учеников 6-11-х классов недостаточно мотивированы
Менькова отмечает, что среди детей крайне редко встречаются проявления тяжелой формы коронавируса, пока не зафиксировано ни одного случая смерти ребенка от COVID-19. Родители не понимают, почему более миллиона школьников в таком случае вынуждены учиться из дома, говорит Менькова.
«Возник конфликт двух прав, данных нам Конституцией РФ: права на здоровье и права на качественное образование. Разрешить этот конфликт эмоционально нельзя: не может ущемляться право одних в пользу других, если кто-то выдвинул гипотезу, которую растиражировали», – считает Илона Менькова.
Ирина Акопян, блогер и руководитель Клуба молодых мам, с такой позицией не согласна. Она считает, что здоровье детей важнее всего, а дистанционное образование может быть не хуже очного. Но над этим должны работать три стороны: родители, учителя и сами дети.
«В сентябре наш класс вышел на очное обучение, но благодаря периоду дистанционного образования наш классный руководитель вывела систему совмещенных занятий. Дети, которые плохо себя чувствуют, сидят дома и выходят на видеосвязь с учителем, который ведет урок в классе с другими детьми. А по четвергам у нас класс полностью переходит на онлайн», – говорит Ирина Акопян.
Как повлияет дистанционное обучение на здоровье?
Дети стали значительно больше времени проводить дома за компьютером, и родители опасаются за их здоровье. Высокие нагрузки на глаза, недостаток двигательной активности, депрессия, апатия и другие расстройства — все это возможные последствия длительного дистанционного обучения.«Моя дочь – крепкий ребенок со здоровой психикой. Но однажды она подошла ко мне и начала плакать. Она говорила, как утомлена от постоянного присутствия в электронном пространстве… Первое, что я сказала: «Плюнь, прекрати заниматься, если ты устала». Но я таким образом подрываю стремление учиться», — рассказывает Инна Гориславцева, пресс-секретарь общественного движения «Родители Москвы».
Представители движения «Родители Москвы» просят врачей проанализировать долгосрочные последствия в отношении здоровья детей.
Кроме того, «Родители Москвы» обратились в департамент образования и науки с информацией о нарушении установленных норм в Московской электронной школе. Например, на домашнее задание в системе выделено 15 минут: на самом деле, оно может занять несколько часов. В итоге некоторые дети проводят за монитором большую часть дня.
Представители общественного движения просят провести жесткую проверку всех тестовых и домашних заданий, и сопоставить, соответствуют ли они указанному в системе времени.
«Я состою в группе, которая называется «Мы против дистанционного образования». У меня есть вопрос: «А кто-то за?». Все прекрасно понимают, что это инструмент, который необходим и уникален, – ничего другого у нас не остается».
Дистанционное качество
Еще одна важная проблема – качество дистанционного обучения.
Виктор Матюхин работает учителем информатики в московской школе с углубленным изучением математики.
«Не надо пытаться делать вид, что дистант – это то же самое, что очная учеба, только через компьютер. По моему опыту – на очень хороших мотивированных детях, у которых я веду профильный предмет, скорость прохождения материала примерно в 1,5 раза меньше, чем на очке. Понятно, что в среднем по городу ситуация на порядок хуже», – объясняет Матюхин.
Он подчеркивает: программы, разработанные для очного обучения, не подходят для онлайн-занятий. Поэтому нужно срочно пересматривать программы, расписание, график каникул, продумывать формат олимпиад и других событий школьной жизни.
Качество контента в МЭШ
Родители жалуются, что, если ребенок пропустил занятие, он не всегда может подготовиться к следующему уроку или тесту. Методические материалы на портале могут отличаться от информации в учебниках из федерального перечня, родители и учителя обнаруживают в материалах МЭШ ошибки и неточности.
По словам Наталии Киселевой, заместителя руководителя Департамента образования и науки Москвы, разработчики уже меняют конструктор тестовых заданий и исправляют опечатки в методических материалах. Чтобы контент в МЭШ становился качественнее, родителей попросили сообщать о тех ошибках, которые они находят.
Педагог Любовь Быковская предлагает учителям, если они находят ошибки в материалах МЭШ, обращаться к модераторам портала. По ее опыту, пособия с ошибками удаляют или вносят в них правки.
Важно, чтобы родители, педагоги и чиновники как можно быстрее нашли общий язык, потому что тема дистанционного обучения сейчас очень болезненна.
«Хочется, чтобы создавалась атмосфера согласованности и доверия между учителями, родителями и детьми. Хочется, чтобы инструменты были в пользу и качественное обучение сохранилось, иначе это может превратиться в социальную бомбу замедленного действия», – говорит Алексей Чегодаев, директор по развитию фонда «Отцовство» и председатель Совета отцов города Москвы.
По статистике, за время пандемии коронавирус подтвердился у 34 тыс. заболевших детей из Москвы, из них 65 % – у учащихся 6-11 классов. Из них госпитализированы 1,9 тыс. детей. В большинстве случаев у детей заболевание протекает бессимптомно или со слабыми признаками. Однако даже без симптомов заболевания дети могут иметь значительно более высокий уровень вируса в дыхательных путях, чем взрослые с тяжелой формой заболевания. Денис Проценко, главврач ГКБ №40 в Коммунарке, отмечает: дети в 1,5 раза чаще взрослых становятся источниками заражения других членов семьи.