«Если всё получится, плато Путорана войдет в топ-10 территорий перспективного развития в России»
Как Агентство развития Норильска создает туристический кластер на Таймыре и растит местный бизнес за Полярным кругом.
Арктическая эклектика
Полуостров Таймыр, на котором раскинулся большой кластер «Арктический», — это 879 тыс. км? уникальной эклектики. Здесь можно погрузиться и в промышленность, и тут же в экологический туризм, и в этнографию. На территории живут пять коренных этносов, каждый со своей культурой, языком, костюмами, обычаями — всё можно посмотреть вживую. А еще уникальная архитектура, ведь всё, что построено на этой земле, стоит на вечной мерзлоте.
Ядро — экологический туризм: плато Путорана — самый крупный монолитный горный массив русского Заполярья, Попигайский кратер, который образовался после столкновения с метеоритом, арктическое побережье. На плато Путорана — тысячи водопадов, фьорды, глубокие озера.
Можно найти всё, что ищет любой турист — главное, знать, где искать. До недавнего времени с информацией были большие проблемы.
«Основной проблемой была информационная обеспеченность, но уже в ноябре мы запускаем интерактивную платформу, где будет собрана вся информация о территории кластера в доступном виде. Там же можно будет самостоятельно забронировать тур либо разработать маршрут. Ну или погрузиться в путешествие онлайн», — комментирует АСИ Анастасия Король, руководитель направления «Развитие туризма» Агентства развития Норильска.
Трудное начало
Три года назад Агентство развития Норильска (АРН) начало активно развивать регион, в том числе в плане туризма. Появился проект туристско-рекреационного кластера «Арктический» на территории Таймырского полуострова — там, куда от Норильска можно долететь только вертолетом, дождавшись подходящей погоды. Начиналось всё трудно.
Максим Миронов, директор Агентства развития Норильска:
«Пришлось всех объединять: мы провели много встреч на площадке агентства и помогли местному бизнесу тем, что заключили договор с Красноярским агентством развития бизнеса. Теперь все участники этого соглашения получают софинансирование на разработку бизнес-планов и маркетинговую поддержку для своих проектов.
Мы бесплатно провели аттестацию гидов и экскурсоводов, организовали экспертизу и классификацию местных отелей, баз и коллективных средств размещения, постоянно приглашаем экспертов и обучаем турсообщество правильно создавать маршруты, повышать сервис, рассчитывать экономику тура. Нам удалось на деле доказать, что совместная работа под координацией АРН — это результативно и выгодно».
С тех пор число предприятий малого и среднего бизнеса, которые занимаются туризмом, выросло с двух до сорока, появились аккредитованные гиды-экскурсоводы. АРН также добилось, что в январе кластер был прописан в стратегии развития туризма Красноярского края и стратегии развития Арктики до 2035 года.
Всё получится
В сентябре в Москве прошел финал конкурса Агентства стратегических инициатив по созданию туристско-рекреационных кластеров. В число финалистов вошли представители шести дальневосточных и двух арктических регионов. Один из них – подкластер «Арктический. Плато Путорана». Проект разработало АРН при поддержке муниципалитетов Норильска и Таймыра и ФГБУ «Заповедники Таймыра».
«Мы еще никогда не участвовали в конкурсах, да и подобный конкурс проходит впервые, поэтому решили, что разумно будет заявиться небольшим подкластером — территорией Норильска, Дудинки и плато Путорана с Путоранским заповедником Норило-Пясинской системы рек и озер. Здесь сосредоточено больше всего инвесторов и проработанных проектов. По итогам замечаний экспертов после второго модуля мы доработали нашу заявку и материалы и 18 сентября отправили на финал конкурса. Окончательные результаты будут в октябре. Если всё получится, войдем в топ-10 территорий перспективного развития на всероссийском уровне», — говорит Анастасия Король.
«Туристы очень заинтересованы в русской Арктике»
Главная комплексная задача — сделать арктический туризм качественным и обеспечить новые источники дохода для местных жителей. Сейчас нужно подготовить к приему главные точки туристического интереса: плато Путорана, горное ущелье Красные камни — излюбленное место отдыха норильчан. Благодаря тому, что агентство начало готовить презентации, снимать ролики, участвовать в форумах и выставках, в 2019 году турпоток в эти места увеличился на 38% по сравнению с предыдущим годом.
«Если два года назад только 12 туроператоров продавали к нам туры, то сейчас их более пятидесяти. По официальным источникам, от действующих турагентств регион посещают 3800 человек в год. Максимально подкластер «Плато Путорана» может принимать до 30 тысяч туристов ежегодно», — приводит цифры Анастасия Король.
«Нам не нужно увеличивать активность еще больше, потому что территории по большому счету не готовы. Не хватает качественной инфраструктуры и квалифицированных кадров: водителей маломерных судов, гидов, проводников, менеджеров. Кроме того, арктический туризм — дорогой, а обеспеченные люди требуют повышенного внимания и комфорта. Мы привозили к нам иностранных туроператоров, и по нашим прогнозам, 20% турпотока ожидается из-за рубежа — иностранные туристы очень заинтересованы в русской Арктике, в этническом туризме. Но пока единицы готовы приехать на те условия, которые есть сейчас», — говорит Максим Миронов.
К концу года АРН завершает написание мастер-плана — большого стратегического документа, который будет сопровождать всю работу по развитию кластера в течение 10 лет. Он призван помочь инвесторам, которые хотят открыть свое дело на местных территориях — мастер-план можно использовать как готовую пошаговую инструкцию: что делать, как делать, как посчитать турпоток, как не навредить экологии и так далее. Следующий шаг, когда есть бизнес-планы и расчеты, — понять, как получить финансирование.
Специалисты уже провели масштабный анализ земельных территорий, участников местного туристического бизнеса, логистики туристических маршрутов.
«Очень важно, что проделанная нами работа и запущенные процессы дают нам возможность участия в федеральных и региональных программах финансирования. Сейчас вместе с нашим турсообществом мы участвуем в нескольких грантовых и целевых финансовых программах, и видим, что государство действительно заинтересовано помогать», — говорит Максим Миронов.
Все грани
В кластере планируется развивать туризм во всех его проявлениях. Знакомить гостей не только с градообразующим предприятием «Норникеля», но и с уникальными теплицами на вечной мерзлоте, мясоперерабатывающими и сувенирными компаниями. Территории за пределами плато Путорана также необходимо довести до ума в ближайшее время. Например Хатанга со своим подрастающим туристическим сообществом, по словам Анастасии, уже вовсю готова развиваться.
Отдельная тема — геологический туризм: территория богата минералами, необычными составами горных пород. Особое направление — поддержка коренных народов в отдаленных поселениях: Сындасско, Попигай — здесь планируют активно развивать этнический туризм с максимальным приближением к жизни местных жителей. АРН пытается устроить так, чтобы арктические круизные лайнеры, которые сейчас курсируют возле побережья, заходили на Таймыр, а у местных жителей была возможность вести свой бизнес в круизном деле.
«Мы постоянно изучаем нашу территорию, в этом году у нас была большая исследовательская поездка к Хатангскому заливу с выходом к морю Лаптевых. Такие же поездки мы планируем в следующем году — они дают нам возможность оценить потенциал территории и посмотреть, что и где можно сделать инфраструктурно. В такие экспедиции едет большая группа экспертов: от экологов до специалистов заповедников и туроператоров», — говорит Анастасия Король.
Будет недешево, но доступно
Массового туризма в Арктике не будет, считают специалисты АРН. Это недешево, но будет возможность спланировать более демократичный вариант тура — здесь как раз поможет будущая онлайн-платформа. Есть заповедники Таймыра, которые на том же плато Путорана сдают свою инфраструктуру — там аренда будет дешевле, чем организованная туристическая база. Ближайшая достопримечательность — водопады ущелья Красные камни — расположена уже в 8 км Норильска.
Фото: Агентство развития Норильска / Алена Иванова, Александр Железняк, Сергей Горшков