Тренды: социальный госзаказ и социальные сертификаты
В чем плюсы нового закона и чего опасаться при его реализации, разбиралась корреспондент АСИ.
Закон о социальном заказе, принятый в июле 2020 года, должен помочь регламентировать оказание социальных услуг, сделать распределение поддержки более понятным и прозрачным и стимулировать конкуренцию между госбюджетными учреждениями и негосударственными поставщиками.
Теперь наряду с госзаданием для негосударственных и некоммерческих организаций предусмотрены два новых конкурентных способа: конкурс, где исполнителей выбирают эксперты, и сертификат, дающий право самому получателю услуги выбирать, к кому за ней идти.
«Ментальная эволюция»
О нужности социального госзаказа говорили еще более 20 лет назад. Впервые проект закона обсуждался на общественных слушаниях в Государственной думе РФ в феврале 1997 года. Но тогда он не получил должной поддержки. Теперь же, по словам Олега Зыкова — директора Института наркологического здоровья нации, члена ОП РФ трех созывов и соучредителя АСИ, — в обществе произошла «ментальная эволюция».
«В середине 90-х годов люди, которые имели отношение к развитию гражданского общества, думали, как поддержать общественные организации, — говорит АСИ Зыков. — Технология такой поддержки могла реализоваться через льготы, налоговые преференции или гранты. Но все эти способы были не совсем прозрачными. Чтобы эффективно использовать средства и решать не придуманную из головы проблему, а текущую, лучшим вариантом был бы программно-целевой подход, когда деньги выделяются под конкретную цель».
В освоении бюджетных средств часто теряется из вида сама идея, ради чего все происходит, считает Зыков. Поэтому в социальной сфере нельзя финансировать «конторы», а нужно финансировать цели и программы, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты:
«Ментальная эволюция — когда любая проблема, актуальная для общества, должна реализовываться через привлечение тех людей, которых эта проблема затронула. В основе социальной политики должна лежать общественная инициатива. Наши эмоции и мотивы — это ключевая вещь. А просто за деньги никогда не сделаешь эффективно работу, если ты сердцем и душой не переживаешь за это».
Свободный доступ к соцуслугам
Принятый закон считается логическим продолжением политики государства в социальной сфере, которая теперь стремится внедрять цифровые технологии, рассказал АСИ юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен. По идее, технологии должны облегчить получение социальных услуг и дать возможность выбирать поставщика.
«Уникальность закона заключается в том, что получатель социальных услуг теперь может сам выбирать, у кого заказывать услуги. А поставщиком социальных услуг может теперь стать не только государство или НКО, но ИП и даже физическое лицо», — пояснила Елена Сухачева, координатор проектов Школы патронажного ухода «Внимание и забота».
То есть теперь хороший педагог, сиделка, физиотерапевт, экскурсовод — владельцы микробизнеса, оказывающие качественные услуги, — тоже имеют доступ к государственным субсидиям.
«Это прекрасный стимул развивать свои услуги, доводить их до лучшего качества, иметь дополнительный источник финансирования. Это реальная поддержка микро- и малого бизнеса, а также самозанятых», — подчеркивает Елена Сухачева.
Например, сейчас спрос на патронажные услуги сильно превышает предложение, все больше пожилых людей требуют ухода, и именно участие в социальном заказе патронажных служб, частных и государственных пансионатов, индивидуальных предпринимателей сможет улучшить ситуацию — увеличить объем услуг по уходу.
«А возможность участия в соцзаказе даст хороший стимул «выйти из тени» — показывать всю выручку, оформлять сотрудников в соответствии с законом. И конечно, совершенствовать свои услуги, коммуникации, стараться, чтобы потребитель выбрал тебя», — говорит эксперт.
Сертификат на услуги
В законе прописано: «Госуслуги в социальной сфере предоставляются потребителю за счет бюджетных средств при наличии у него социального сертификата».
Социальный сертификат — документ, по которому гражданин имеет право получить социальные услуги в определенном объеме и на определенных условиях.
Однако, по словам юриста РООИ «Перспектива», какие именно социальные услуги будут реализовываться через социальный сертификат, закон прямо не устанавливает. В документе говорится лишь о сферах деятельности: образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура, спорт и туризм. Детали позже определят правительство или органы власти регионов или муниципальных образований.
«Как установлено законом, социальный сертификат формируется в электронном виде. Но не исключена и возможность получения сертификата в бумажном виде. В него будут включены показатели: объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере; объем финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере», — говорит Линь Нгуен.
Среди тех, кто может получить сертификат, — малоимущие одинокие граждане, семьи с детьми, ветераны войны, люди с инвалидностью и те, кто имеет ежемесячный доход ниже прожиточного минимума.
Как будет контролироваться качество услуг, предоставляемых по социальному госзаказу? Например, в сфере физической реабилитации нет единых регламентированных критериев оценки.
«Любые объективные критерии для оценки эффективности требуют привлечения дополнительных специалистов, например врачей на разных этапах проведения занятий. И это отдельная затратная процедура, — поясняет АСИ Екатерина Бартенева, PR-менеджер программы «Лыжи мечты». — Поэтому есть опасение, что качество услуг может подменяться их количеством… А мы знаем примеры, когда для того чтобы «уложиться в бюджет», существенно сокращалось время процедур, индивидуальные реабилитационные занятия переходили в групповые и т.д.»
Жесткие рамки
«Я не сторонник жесткого нормирования, потому что так мы можем потерять индивидуальный подход, — рассуждает в беседе с АСИ Николай Слабжанин, исполнительный директор (национальный директор) Российского Комитета «Детские деревни – SOS». — Дело в том, что гибкость как раз и отличает общественную сферу от государственной. Если мы хотим оказать услугу, которая больше соответствует интересам конкретного благополучателя, нам нужно добавлять что-то сверх этой услуги, какую-то вариативную часть».
По словам Николая Слабжанина, с этой точки зрения социальный сертификат ограничивает свободу действий.
«Например, в уходе на дому нормированный перечень действий, в который входит, предположим, уборка на дому, окна помыть, еще что-то… А если человеку нужно дополнительно полить цветы, помыть посуду например? И это уже будет зависеть от того, кто непосредственно осуществляет уход».
Нехватка денег
Еще одна опасность — реальны ли суммы, заложенные в будущих сертификатах. Если затраты на услугу превышают объем финансирования по нему, то разницу восполняет получатель. Во-первых, так малоимущие люди будут искать более дешевый вариант, а во-вторых, цена может сильно ограничить уровень качества услуг.
«Цена может оказаться настолько низкой, что НКО или социальный предприниматель может просто «не вписаться» со своими расходами, — считает Елена Сухачева. — Здесь нужно очень внимательно изучать рынок, рассмотреть все трудности получения услуги по сертификату — сможет ли, например, ребенок с инвалидностью ездить на реабилитацию за 20-30 км от дома или маломобильный пожилой человек ездить «на кружки» тремя видами транспорта. Нужно очень внимательно изучать все потребности человека».
Однако для исполнителя услуги сертификат гарантирует получение средств в определенном объеме. А если эта услуга делима, сертификат могут дать нескольким исполнителям.
Территориальное разделение
Закон о социальном заказе пока будет действовать только в нескольких пилотных регионах. Их перечень должно утвердить Правительство РФ в ближайшее время. Схема апробации стандартная, но сможет ли получить услугу человек, живущий в одном регионе, а прописанный в другом?
«Сертификаты будут привязаны к месту регистрации человека. А что будет с теми, у которых нет местной регистрации? Например, человек находится в Москве, а не в своем городе, и при этом нуждается в определенной помощи… Мне кажется, что мы должны исходить из того, что Россия — это единое пространство, в рамках которого человек может получать социальную поддержку», — подчеркивает Николай Слабжанин.
Будущее рынка соцуслуг
Как рассказала начальник отдела контрактных отношений и закупок Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Анастасия Гюрова во время выступления в ОП РФ, все дополнения, связанные с новым законом о госзаказе, планируется выносить на широкое обсуждение. Для этого определены три основные площадки: межведомственная рабочая группа при Минфине России, общественные слушания в ОП РФ и Общественный совет Министерства труда и социальной защиты. Власти готовы выслушать жалобы и предложения.
В целом представители НКО, опрошенные АСИ, высоко оценили новый закон о социальном заказе. Достаточно современные и технологизированные организации смогут стать конкурентными поставщиками — это им по силам.
«Но, если государственная политика в социальной сфере не будет направлена на улучшение качества и объема социальных услуг (или хотя бы сохранение достигнутого уровня) прежде всего в самом госсекторе, то со временем рынок переманит все самое лучшее как из госсектора, так и из некоммерческого сектора. В итоге эти услуги станут дороже для бюджета и при этом качество их вряд ли повысится или даже наоборот», — полагает юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен.
Агентство социальной информации.