Анастасия Энгельгардт: «Впереди всегда есть то, ради чего стоит жить»
28-летняя основательница фонда помощи молодым врачам-онкологам — о личных испытаниях, новом формате благотворительности и премии Forbes Woman.
Не выделяйся
В одном из постов своего Инстаграма Анастасия пишет, что всегда чувствовала себя не такой как все: слишком высокий рост, крупные зубы, да еще и «фольклорное лицо», из-за чего вместо желаемых занятий фортепиано ее определили в класс домры. Со всех сторон она слышала: «Не выделяйся». Старалась, но не особенно получалось.
Однажды учительница и вовсе объявила моей маме: «Вы знаете, ваша дочь немного того… Она постоянно улыбается без всякой причины».
Относиться к жизни легко и с улыбкой научили родители. После очередного совета не улыбаться своими большими зубами, родители показали Насте фото супермоделей Синди Кроуфорд и Наоми Кемпбелл в брекетах и сказали, что дочь будет такой же стильной и красивой. Комплексы исчезли, а умение превращать минусы в плюсы пригодилось на всю жизнь.
Авария
Случайная стажировка после окончания Академии внешней торговли привела в компанию General Electric и оказалась связана с медицинским оборудованием — это внезапно оказалось «тем самым» масштабным делом. Анастасия за несколько лет выросла от интерна до руководителя отдела, занимающегося реанимационным оборудованием компании в России. А потом в 2016 году случилась авария, разделившая жизнь на «до» и «после» — в Сочи потерпел крушение вертолет, в котором были Настя, ее молодой человек и несколько друзей, двое из которых погибли.
Я не задавалась вопросом, почему это случилось со мной — не вижу в этом смысла. Вижу смысл только в том, чтобы что-то делать.
Помогли родители, близкие люди и молодой человек, которому было еще хуже — он начинал жить в новой реальности в инвалидной коляске. Позволить себе упасть духом при нем было непростительно. Самое трудное после подобных испытаний, по словам Анастасии, — перенести фокус с «выживать» на «жить». Многие выбирают первое и на долгие годы уходят в себя, прошлое, которого не вернуть, и обвинение окружающих. Но это личный выбор каждого.
Мой молодой человек провел месяц в коме после аварии, а первой новостью для него стало то, что он больше никогда не сможет ходить. Сразу после выписки из больницы он улетел в зарубежную командировку. Один. На инвалидной коляске.
После тяжелых испытаний понимаешь, что жизнь прежней уже не станет. Это будет другая жизнь, но не менее интересная. Будут новые радости и новые встречи. Впереди всегда есть то, ради чего стоит жить.
Работа во благо
После аварии почувствовала: что-то внутри изменилось и вернуться в компанию, ставшую ей вторым домом, она не может. Работала в пенсионном фонде «Газфонд», а вскоре познакомилась с Ольгой Мансир, которая руководила благотворительным фондом «Во благо«.
Мы сразу подружились, и я решила, что если после аварии отделалась только сломанными ребрами и спицей в позвоночнике, то просто обязана начать кому-то помогать. Помню, как пришла на лекцию художника, организованную Ольгой для сбора средств, а в зале всего пять человек, включая Олю и меня. Стало очень обидно и я сказала Оле: «Давай я тебе чем-нибудь помогу». Так мы начали работать вместе.
Подруги придумали новый формат: интеллектуальный клуб наподобие светского салона Анны Шерер, где молодые российские дизайнеры и художники участвуют в выставках и аукционах, на которых собираются деньги на благотворительность, в частности, на лечение ветеранов паралимпийского спорта и детям с тяжелыми ожогами из регионов России. В 2018 году Анастасия предложила сфокусироваться на сборе средств для определенной цели — оплаты дорогостоящей ординатуры молодым врачам-онкологам. А еще через год знакомые подали идею участвовать в Акселераторе социальных проектов.
Фонд DOSTYP
Когда мне предложили попробовать силы в акселераторе, я ответила, что с удовольствием, только вот своего проекта у меня нет. Друзья и знакомые сказали: подавай заявку, в процессе все придумаешь, а мы тебя поддержим.
За время прохождения акселератора идея продолжить помогать перспективным врачам превратилась в работоспособный проект. Фонд «Доступ» — это онлайн-платформа, где представлены анкеты молодых врачей-онкологов, нуждающихся в финансовой поддержке для прохождения обучения: стоимость одного года обучения в ординатуре по направлению «онкология» составляет 300 тысяч рублей. Команда Анастасии организует лекции на самые разные темы — от искусства и психологии до юриспруденции и политологии, мастер-классы, экскурсии на выставки и в галереи. Почему именно врачи-онкологи?
У меня не было больших ресурсов, чтобы помочь всем, кому хотелось. Онкология — на втором месте по причине смертности в России, примерно 630 тысячам наших соотечественников ежегодно ставят диагноз “рак”, из них каждый пятый случай ставится в четвертой, терминальной, стадии. Что можно сделать? Вкладываться во врачей. Инвестиция в молодых специалистов сегодня — это миллионы спасенных жизней в будущем.
За два месяца, пока длилась программа, получилось собрать более 300 тысяч рублей и оплатить обучение в Гарвардском университете молодому и талантливому врачу-онкологу.
Боремся вместе
Главным своим достижением Анастасия называет акцию #боремсявместе: начиная с марта команда проекта совместно с волонтерами привозят в больницы продукты и горячие обеды для врачей, устанавливают в клиниках кофе-пойнты.
Для меня эта акция — отличный пример того, как можно быстро трансформировать работу социального проекта, научиться реагировать на нужды общества даже быстрее государства и не бояться делать громкие заявления. Мы столкнулись и с недоверием больниц, и с препятствиями со стороны властей, но продолжали делать свое дело.
В итоге благодаря акции питанием были обеспечены 35 больниц в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре — это более 2 500 медицинских сотрудников в день. Когда об этом заговорили в СМИ, Департамент здравоохранения Москвы начал привлекать крупные ресторанные холдинги для поставки еды для врачей.
В этом году Анастасия стала лауреатом премии для предпринимательниц, лучше всего проявивших себя в период пандемии, — Forbes Woman Mercury Awards, победив в номинации «Лучшая социальная и благотворительная инициатива бизнеса». Подала заявку в последний день и не верила в успех, но ей позвонила лично главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская и поздравила с победой.
Новый формат благотворительности
Многие удивляются, зачем все это нужно молодой красивой девушке, которая со своим образованием, опытом в международной компании и двумя иностранными языками может заниматься чем угодно.
Я не вступаю в полемику, а просто предлагаю посетить наши мероприятия. Никто не уходил разочарованным, наоборот, к акциям “Доступа” присоединяется все больше неравнодушных. Мне нравится ощущать, что моя работа имеет смысл и приносит пользу. К тому же эта деятельность совершенно по-другому раскрывает для меня людей, у которых я учусь и которыми вдохновляюсь.
Анастасия называет свою работу новым форматом благотворительности, когда формируется камерное сообщество близких по духу людей, которым интересна благотворительность и саморазвитие в области искусства. Гости слушают лекции с приглашенными экспертами, посещают выставки и получают шанс познакомиться с новыми интересными людьми, а в это время благодаря купленным им билетам, врач из никому неизвестного города получает шанс на обучение, о котором раньше он мог только мечтать. Постоянные гости могут купить годовой абонемент для посещения не только всех мероприятий проекта, но и специальных закрытых встреч с эксклюзивными спикерами.
Сфера благотворительности в России все еще сопряжена с огромным количеством недоверия. Я постоянно встречаю тех, кто считает, что мы занимаемся ерундой. Благодаря благотворительности я научилась стоять на своем и двигаться вперед, спокойно реагируя на тех, кто не верит в меня и мое дело.
Планы и надежды
Миссия фонда “Доступ” — вкладываться в настоящее для здорового будущего, поэтому в ближайших планах Анастасия называет сделать фонд более диджитальным: превратить онлайн-платформу в современную экосистему, удобную для миллениалов и зетеров (представители поколений Y и Z). Также есть желание отойти от концепции арт-лектория, но и организовывать мероприятия, направленные на профилактику онкологических заболеваний совместно с крупными медицинскими учреждениями.
Я благодарна всем испытаниям, с которыми столкнулась и согласилась бы пройти их заново, чтобы стать той, кем стала. Если бы могла что-то изменить, выбрала бы путь, на котором не погибли мои друзья. Теперь я боюсь в жизни только одного — потерять мотивацию к своей работе и вернуться к рутине, в которой моей проблемой будет отсутствие нужного размера одежды в магазине. Но я слишком ценю каждый момент, чтобы подобное произошло.