Анастасия Генералова: «В период самоизоляции мы начали проводить консультации по всей России»
Эрготерапевт и руководитель проектов татарстанского благотворительного фонда «Звезда» — о том, что происходит, когда ранняя помощь уходит в онлайн.
13 марта мы с мужем увидели статью о коронавирусе и все выходные посвятили изучению темы: читали иностранные материалы, смотрели выпуски новостей, которые транслировались онлайн из Италии. И поняли: надвигается серьезная опасность. У меня возникло острое ощущение, что необходимо обезопасить детей и семьи, которые приходят к нам в Центр ранней помощи каждый день. У этих детей был большой риск заболеть: у большинства ослаблен иммунитет, у некоторых есть трудности с дыханием, кому-то требуется постоянная санация, кто-то плохо глотает.
В понедельник, когда я пришла в центр, мы решили, что закрываемся и переводим всю работу в онлайн-режим. Составили списки семей, администратор обзвонила всех и спросила, могут ли они быть с нами, встречаться со специалистами, получать консультации, как и раньше, но теперь – заочно.
Морально мы были готовы к тому, что они откажутся, что придется рассказывать об опасности и уговаривать остаться с нами, но почти все – 32 из 36 семей, которые тогда получали наши услуги, – согласились перейти в онлайн. Для нас это было неожиданностью.
В апреле Татарстан и другие регионы ушли на самоизоляцию. Если говорить штампами, которые любят чиновники, мы «сработали на опережение». Те четыре семьи, которые отказались переходить в онлайн, вернулись к нам в середине апреля. Скорее всего, они думали, что это все несерьезно, ненадолго, а когда ощутили опасность, которую подтвердили власть, медики и СМИ, поняли, что выхода нет и придется перестраиваться.
Но меня тогда очень порадовало, что 32 семьи согласились сразу. Это говорит о том, что родители, которые к нам приходят, всегда были готовы взять на себя ответственность за развитие своего ребенка, разделить ее со специалистом, не надеясь только на него. Семьи понимали, что все зависит от них, и это здорово!
Неделя на подготовку
Мы дали себе ровно неделю, чтобы подготовить площадки, протестировать Zoom и skype, сделать так, чтобы во время онлайн-консультации ни у кого не было ощущения, что он разговаривает с экраном, сохранить живой контакт насколько это возможно.
Пришлось переосмыслиять и адаптировать элементарные вещи, которые в обычном формате кажутся очевидными и всегда соблюдаются: «правило треугольника» — когда во время консультации родители и специалист сидят так, чтобы между ними сохранялся треугольник. Правило круга – когда все участники встречи сидят в кругу. Как придерживаться этого правила в режиме онлайн? Или обязательный скрининг зрения и слуха ребенка на первичном приеме? Как проводить его заочно – большой вопрос.
Мы устроили общее собрание, создали протоколы, по которым теперь работаем онлайн. Это было непросто – собрание длилось больше трех часов.
Особенности онлайн-работы на разных этапах
• Первичный прием
Первичный прием всегда проводится на полу. Дети в возрасте до трех лет ползают, прыгают, рассматривают крошки и игрушки. Их среда, пространство, в котором они чувствуют себя комфортно – не стульчик или диван, а пол. Важно соблюсти технологию первичного приема, поэтому мы заранее объяснили родителям, почему важно опустить камеру на пол и приблизить максимально специалиста к ребенку и к себе, почему важно и семье учиться наблюдать за ребенком, подмечать его возможности и желания.
• Скрининг зрения и слуха
На первичной консультации мы обязательно проводим скрининг слуха и зрения малыша, чтобы выяснить, нуждается ли он в более глубокой оценке, с помощью аппаратов и врачей. Очень важно выявить трудности в раннем возрасте.
Часто специалисты пропускают нарушения, связанные со слухом. Не редки случаи, когда ребенок, достигнув определенного возраста, так и не заговорил, ему уже успели поставить несколько неврологических диагнозов, а слух так и не проверили. Он оказался снижен, но об этом узнали слишком поздно. Скрининг позволяет выявить подобную ситуацию и помочь ребенку, научить его слышать с самого рождения.
В режиме онлайн с этим у нас возникли большие трудности и, к сожалению, они есть до сих пор. Оценивать слух и зрение малыша по видеосвязи оказалось очень сложно.
• Углубленные оценки
Этот этап оказался беспроблемным, потому что и в очной форме мы никогда не работаем с ребенком напрямую. Вместе с родителями специалисты выбирают наилучший способ взаимодействия, чтобы узнать о навыках ребенка, которые развиваются хорошо, и что родители хотели бы улучшить. В этом случае мы попали в привычную ситуацию, только теперь в пространстве между родителем и специалистом появился ноутбук с камерой. И это еще лучше сказывается на взаимоотношениях, потому что специалисту необходимо придумывать много всего, что повлияет на улучшение связи, на создание настоящих доверительных отношений с семьей.
Итоги перехода в онлайн-режим
Спустя время мы увидели, что, во-первых, семьи продолжают посещать консультации. Раньше по статистике 10% семей уходили за первые полгода. Уходили от семейно ориентированной помощи в реабилитацию, в понятную им другую помощь, выбирали массажи и ЛФК.
В онлайне от нас не ушла ни одна семья. Более того, подопечных прибавилось: каждую неделю проводится минимум четыре первичных приема, что очень здорово для такого маленького центра, как наш.
Огромным плюсом перехода в онлайн стала возможность проводить консультации не только по Татарстану, но и по всей России. У нас даже было несколько обращений из Грузии, видимо, ранняя помощь там тоже не очень развита. Несколько семей из Тбилиси до сих пор с нами.
Несомненный плюс: специалисты научились работать как коучи. Теперь они не дают готовых ответов, а учат семью размышлять над целями и проблемами. Это большая ценность, которой в очной форме было очень сложно достичь.
Осенью мы снова выходим в офлайн, но все равно оставим дистанционный формат. Мы поняли, что это удобно, быстро, технологично, можно охватить больше семей и привлечь больше специалистов. К примеру, сейчас одна из наших сотрудниц уходит в декретный отпуск. Она сама изъявила желание, сидя дома с малышом, пару часов в день уделять консультациям семей. В очном режиме это было бы сложно: скорее всего, семьям пришлось бы переходить к другому специалисту и долго выстраивать с ним доверительные отношения. Благодаря онлайн-формату они смогут сохранить связь с «родным» специалистом.
И самое главное положительное изменение: наконец-то между специалистом и семьей возникла тесная связь. Теперь они действительно стали воспринимать друг друга как партнеры. Это очень важное условие для ранней помощи: чтобы семья и специалист общались на равных, чтобы они преследовали одни и те же цели. И в офлайне этого сложно достичь, потому что сама ситуация, когда семья приходит в центр, выстраивает определенные отношения.
Но когда у семьи нет возможности оставить специалисту ребенка даже на минуту, родители волей-неволей принимают на себя ответственность, начинают понимать, что обустройство жизни ребенка, его жилища, его времени и пространства может повлиять на его развитие. С переходом в онлайн они ощутили свои компетенции, почувствовали себя родителями, поняли, что никто не знает их малыша лучше них самих. Они – эксперты в развитии собственного ребенка.
Справка
Эрготерапия (от латинского ergon — труд, занятие, и греческого therapia — лечение ) — особая область медицины. Ее цель — восстановление утраченных двигательных функций, адаптация пациента к нормальной, привычной для него жизни, достижение самостоятельности в быту.
Записала Ирина Данильянц