Плюсы и риски законопроекта о правовом статусе НКО — исполнителей общественно полезных услуг

11-ноя, 07:30 Администратор 239
Фото: Влад Нордвинг / Фотобанк Лори
Какие изменения вносит документ и что плохого может быть в приравнивании НКО к МСБ.

10 ноября в Общественной палате РФ прошли нулевые чтения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона Об общественных объединениях».
Законопроект разработало Минэкономразвития РФ. По словам председателя Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ Елены Тополевой, у законопроекта была непростая судьба, над ним работали полтора года. 
Из основных нововведений проекта — распространение мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) на социально ориентированные НКО, совершенствование отчетности НКО и прозрачности всего сектора. 

О чем законопроект 

Статьи 1 и 2
Как рассказала заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая, статьи 1 и 2 законопроекта совершенствуют систему отчетности благотворительных организаций и общественных объединений.
Благотворительные организации сдают общий отчет, как НКО, и отдельный, как благотворительная организация. В законопроекте Минэкономразвития оставило оба отчета, но соединило их по времени. Планируется, что их нужно будет сдавать в одни и те же сроки.
Статья 3 
Согласно третьей статье законопроекта, на едином портале бюджетной системы РФ хотят размещать информацию о финансовой поддержке НКО. Это нужно для открытости и доступности информации о мерах поддержки.  
Статьи 4 и 5 
По тексту законопроекта, на СО НКО хотят распространить меры поддержки, которые оказывают субъектам МСБ. А именно — предоставлять консультативную помощь, поручительства и независимые гарантии, микрозаймы от инфраструктуры поддержки МСБ (статья 4) и сократить сроки проведения проверок надзорными органами (статья 5). По словам  Елены Иваницкой, инфраструктура поддержки МСБ — большая сеть, которая есть в каждом регионе. По мнению Иваницкой, особенно здесь важны льготные кредиты для СО НКО. 
«Понятно, что в прошлом году пандемийная история вывела НКО на банки в гораздо большем объеме, чем было до этого.
И банки узнали об НКО, как субъектах экономической деятельности, устойчивых и занимающихся деятельностью, приносящей доход. Я думаю, что как только законопроект будет принят, мы будем отрабатывать эту ситуацию с Центробанком и инфраструктурой поддержки МСБ, чтобы они поняли, что с нашими организациями можно и нужно работать», — отметила Иваницкая. 
Путин предложил обязать госзаказчиков закупать не менее 25% товаров у НКО и МСБ 
В законопроекте указано, что инфраструктура поддержки МСБ должна будет вести специальный реестр НКО, получающих помощь. 
Согласно статье 5 законопроекта, предусмотрено изменение сроков проверки НКО. По аналогии со сроками, установленными для МСБ, планируется, что проверки будут не более 15 часов в год. Это коснется организаций со штатом не более 15 человек и годовым доходом не более 120 млн рублей. 

Почему это важно

По словам Артема Шадрина, директора института социально-экономического проектирования ВШЭ, основная задача законопроекта — культурно и содержательно сблизить форматы поддержки некоммерческих организаций и предпринимателей.  
«Важно, чтобы к поддержке НКО и предпринимательства, в том числе социального, относились равно. Потому что основная общая задача — повышение качества и доступности услуг в социальной сфере», — отметил Шадрин.  

В чем риски

Светлана Маковецкая, директор Центра «ГРАНИ», председатель профильной комиссии СПЧ, обращает внимание на риски, которые могут возникнуть при реализации законопроекта. 
НКО и малому бизнесу выделят гранты на 38,5 млрд рублей
Достаточно опасным Маковецкой кажется возможность поглощения инфраструктурой поддержки МСБ ресурсных центров. То есть в законопроекте ставят в центр не расширение мер поддержки НКО, а допуск к субсидиям на поддержку НКО еще одного института — инфраструктуры поддержки МСБ. Статуса инфраструктуры поддержки НКО пока нет. 
«Мы знаем, как это будут трактовать региональные правительства и бюджеты. Центры поддержки МСБ поглотят ресурсные центры, потому что они будут единственной, с описанным статусом, поддержкой НКО, и мне кажется, нужно тогда прямо в профильном законе прописать норму о том, что поддержка оказывается через организации поддержки СО НКО», — отметила Маковецкая. 
По ее мнению, так может уйти специфика поддержки некоммерческих организаций. 
По словам Ольги Сидоровой, члена ОП РФ и Югры, программы поддержки МСБ в регионах в основном финансируются за счет субсидий из федерального бюджета. Если федеральных средств не будет, вряд ли регионы за счет своих бюджетов будут использовать меры поддержки, прописанные в законопроекте.    
«Если инфраструктура поддержки МСБ получит федеральные деньги на поддержку НКО, это, с одной стороны, хорошо, с другой, может перекосить ситуацию и создать угрозу существующей поддержке НКО. Возможно, надо сначала вносить изменения в закон об НКО, чтобы закрепить там понятие инфраструктуры поддержки НКО», — отметила Тополева. 

Путь законопроекта

Госдума поддержала законопроект о штрафах за незаконные ящики для пожертвований
Для открытости обсуждения законопроекта на базе Общественной палаты, Госдумы и Совета Федерации Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, предложила создать рабочую группу. Она поможет «не потерять» все предложения к проекту. 
«Нам надо изначально заявить, что с принятием этого законопроекта наша работа не заканчивается. Не менее важная часть — нормативно-правовые акты, которые должны быть сформированы для реализации закона», — подчеркнула Глебова. 
Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.
скачать dle 12.0