Плюсы и риски законопроекта о правовом статусе НКО — исполнителей общественно полезных услуг
Законопроект разработало Минэкономразвития РФ. По словам председателя Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ Елены Тополевой, у законопроекта была непростая судьба, над ним работали полтора года.
Из основных нововведений проекта — распространение мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) на социально ориентированные НКО, совершенствование отчетности НКО и прозрачности всего сектора.
О чем законопроект
Статьи 1 и 2Как рассказала заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая, статьи 1 и 2 законопроекта совершенствуют систему отчетности благотворительных организаций и общественных объединений.
Благотворительные организации сдают общий отчет, как НКО, и отдельный, как благотворительная организация. В законопроекте Минэкономразвития оставило оба отчета, но соединило их по времени. Планируется, что их нужно будет сдавать в одни и те же сроки.
Статья 3
Согласно третьей статье законопроекта, на едином портале бюджетной системы РФ хотят размещать информацию о финансовой поддержке НКО. Это нужно для открытости и доступности информации о мерах поддержки.
Статьи 4 и 5
По тексту законопроекта, на СО НКО хотят распространить меры поддержки, которые оказывают субъектам МСБ. А именно — предоставлять консультативную помощь, поручительства и независимые гарантии, микрозаймы от инфраструктуры поддержки МСБ (статья 4) и сократить сроки проведения проверок надзорными органами (статья 5). По словам Елены Иваницкой, инфраструктура поддержки МСБ — большая сеть, которая есть в каждом регионе. По мнению Иваницкой, особенно здесь важны льготные кредиты для СО НКО.
«Понятно, что в прошлом году пандемийная история вывела НКО на банки в гораздо большем объеме, чем было до этого.
И банки узнали об НКО, как субъектах экономической деятельности, устойчивых и занимающихся деятельностью, приносящей доход. Я думаю, что как только законопроект будет принят, мы будем отрабатывать эту ситуацию с Центробанком и инфраструктурой поддержки МСБ, чтобы они поняли, что с нашими организациями можно и нужно работать», — отметила Иваницкая.Путин предложил обязать госзаказчиков закупать не менее 25% товаров у НКО и МСБ
Согласно статье 5 законопроекта, предусмотрено изменение сроков проверки НКО. По аналогии со сроками, установленными для МСБ, планируется, что проверки будут не более 15 часов в год. Это коснется организаций со штатом не более 15 человек и годовым доходом не более 120 млн рублей.
Почему это важно
По словам Артема Шадрина, директора института социально-экономического проектирования ВШЭ, основная задача законопроекта — культурно и содержательно сблизить форматы поддержки некоммерческих организаций и предпринимателей.«Важно, чтобы к поддержке НКО и предпринимательства, в том числе социального, относились равно. Потому что основная общая задача — повышение качества и доступности услуг в социальной сфере», — отметил Шадрин.
В чем риски
Светлана Маковецкая, директор Центра «ГРАНИ», председатель профильной комиссии СПЧ, обращает внимание на риски, которые могут возникнуть при реализации законопроекта.НКО и малому бизнесу выделят гранты на 38,5 млрд рублей
«Мы знаем, как это будут трактовать региональные правительства и бюджеты. Центры поддержки МСБ поглотят ресурсные центры, потому что они будут единственной, с описанным статусом, поддержкой НКО, и мне кажется, нужно тогда прямо в профильном законе прописать норму о том, что поддержка оказывается через организации поддержки СО НКО», — отметила Маковецкая.По ее мнению, так может уйти специфика поддержки некоммерческих организаций.
По словам Ольги Сидоровой, члена ОП РФ и Югры, программы поддержки МСБ в регионах в основном финансируются за счет субсидий из федерального бюджета. Если федеральных средств не будет, вряд ли регионы за счет своих бюджетов будут использовать меры поддержки, прописанные в законопроекте.
«Если инфраструктура поддержки МСБ получит федеральные деньги на поддержку НКО, это, с одной стороны, хорошо, с другой, может перекосить ситуацию и создать угрозу существующей поддержке НКО. Возможно, надо сначала вносить изменения в закон об НКО, чтобы закрепить там понятие инфраструктуры поддержки НКО», — отметила Тополева.
Путь законопроекта
Госдума поддержала законопроект о штрафах за незаконные ящики для пожертвований«Нам надо изначально заявить, что с принятием этого законопроекта наша работа не заканчивается. Не менее важная часть — нормативно-правовые акты, которые должны быть сформированы для реализации закона», — подчеркнула Глебова.Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.