Анита Грэй: «Я не хочу производить мусор!»
Анита вяжет из пластиковых пакетов. Перфоманс в Стамбуле. Фото: Mahmoud Atassi.
Как прийти к осознанному потреблению, жить без пластика, путешествовать по мировым свалкам и шить модные пальто из мусора.
Экопривычки из детства
У Аниты все дышит, наполнено идеей, смыслом, все живое — люди, деревья, вода, одежда, свалка…
«Мама никогда не разрешала рвать листочки с деревьев. «Если я тебе вырву волос, тебе ведь будет больно. То же самое дерево – оно живое». Не разрешала рвать цветы, приносить домой и дарить ей, считала, что лучше килограмм яблок подарить. Фактически я с возрастом осознаю ее слова и превращаюсь в то, что она пропагандировала».
Анита родилась в Казахстане. В середине девяностых она — ей было лет десять — всем говорила, что пластик не разлагается 200 лет и просила, чтобы не бросали фантики от конфет на землю.
«Мы сортировали мусор. Мама отдельно сдавала макулатуру, стеклянные баночки от микстур она несла в аптеку, чтобы их использовали заново. Для пустых шариковых ручек, когда заканчивались пасты, мама покупала пасту. Излишки ручек относила в поликлинику, игрушки, коробки от конфет — в детские сады. У нас из дома в мусорный бак не уходило ничего, кроме органики. А в деревне у бабушки и та шла в яму. Получается, что уже тогда у нас было zero waste household».
В 1999 году семья переехала в Россию, организовала у себя дома раздельный сбор — пластика, бумаги и текстиля. «Мы выкидывали отсортированный по пакетам мусор в общий контейнер. Я как-то спросила маму – зачем? Она сказала, что на свалке люди будут перебирать мусор, откроют наши пакеты и найдут чистый мусор, а, может быть, продадут что-то, заработав себе немного денег. Вот эту заботу о человеке, который где-то на мусорке может найти ее бытовые отходы и их использовать, чтобы извлечь себе какую-то финансовую выгоду, я тогда не понимала».
Создавая, просвещай
Сегодня Анита в Казани, завтра в Таиланде, через неделю – в Лондоне. У нее жесткое расписание, она всегда что-то делает, разрабатывает, планирует, организует, изучает новое. В разных странах она ведет мастер-классы, читает лекции об экологичном образе жизни, снимает документалку, организует выставки, посещает свалки, встречается с местными жителями.
«Я ездила на большую свалку в Индонезию, общалась там с ребятами, вела лекции и мастер-классы детям в Италии, с британскими подростками из семей в трудной ситуации мы готовили выставку. Сейчас с казанскими школьниками общаюсь. Когда я им показываю фотографии свалок и детей, которые там живут, они ассоциируют себя с ними: «А что, мы тоже скоро будем жить на свалке, Россия тоже превратится в мусорку?» …У нас был телемост с девушкой, которая живет на самой большой в мире свалке BDBJ в Джакарте. Дети расспрашивали, что она ест. Каково же было их удивление, когда она ответила, что на свалке хорошо прорастают перец чили, грибы и помидоры. А еще их интересует жизнь детей в других странах, особенно если мы говорим про детский или рабский труд».
У Аниты каждое действие – звено в цепи – имеет логику, выпадет звено – результата не будет. Независимо от предмета обсуждения Анита делает свои занятия именно практическими, по принципу «создавая, просвещай». Слушатели – будь то дети, молодежь или люди 55+ — на воркшопах узнают что-то новое об экологии и одновременно приобретают навык, который становится своеобразным мостиком из прошлой жизни в новую, более экологически осознанную. Она рассказывает: «Мы опускаем экопроблему до уровня нас и думаем, какие привычки мы можем изменить здесь и сейчас, чтобы по эффекту бабочки улучшить экоситуацию в мире. Возможно, это утопичный подход. Но у слушателей тогда появляется вера. И я хочу, чтобы они верили в то, что могут изменить мир к лучшему».
Не бывает, считает Анита, такого волшебного слова, которое ты сказал и вся аудитория в ответ: «Вау, да! Теперь мы будем экологичными!» Нужно подбирать разные истории, лексику, манеру, картинки, активности. «В Риме в русской школе я вела «осознанный воркшоп», где мы с детьми учились осознанно есть апельсин и обсуждали проблемы потребления и сверхпотребления».
Дизайнер и эколог — парадокс?
Анита — модный дизайнер с высокими принципами. Ее формула – три Э: этично, экологично, экономично. Несколько лет назад Анита попробовала запустить свой бренд, пыталась найти этически произведенные ткани. «Я видела плоско. Считала, что все равно найду какую-то ткань, и не думала обо всем цикле — об утилизации этой ткани, ответственности за вещи. Предположим, я выбрала и купила экоткань. Но транспортировка ткани – это самое страшное, что происходит в fashion-индустрии, потому что максимальный выброс CO? происходит как раз в процессе переезда ткани из пункта А в пункт В».
Анита не покупает одежду семь лет. Шьет из всего, что под рукой. Дизайнерские пальто Аниты созданы в технике «пэчворк» и по принципу zero waste. Она берет в работу то, что отдают знакомые и друзья, и спасает остатки производства от того, чтобы их не сожгли где-нибудь в Италии…
«Пока я не создаю такие вещи, которые человек мог бы взять и выкинуть, потому что ткань из картофельной кожуры, а пуговицы — из апельсиновой или биопластика… В Москве, когда я называю цену своих пальто, люди удивляются: «Столько?! За то, что ты перешила из бу?!» Но вы же не вещь, которую сшили из старья, берете. Вы покупаете одежду, которая отвечает вашим философским требованиям. Она сшита из вещей, которые не ушли на полигон, а значит, во-первых, при распаде краситель не попал в почву и подземные воды, во-вторых, при перегное текстиля на полигоне не выделялся CO?. Кроме того, на производство ткани не было затрачено воды, не использовался рабский или детский труд. А еще это уникальный экземпляр, который до того, как стал вашим, выставлялся в галереях и музеях», — объясняет Анита.
Она стремится к коллаборациям с теми, кто еще не в экотеме, но с хорошей молодежной аудиторией. Тут тоже работает принцип «создавая, просвещай». В том числе и благодаря хорошо продуманной рекламе. «В коллабе с теми, кто не в экотренде, может родиться очень интересная продукция», — уверена Анита.
Экономика отказа
В магазин — только со своими мешками. Если при себе их не оказалось, она берет в магазине картонные коробки или несет продукты в руках. Полтора года как отказалась от пластика и не покупает воду в пластиковых бутылках. «Если у вас уже есть пластиковый контейнер под еду или бутылка под воду, они еще лет 200 точно не разложатся. Прийти домой, их выкинуть, а вместо — купить металлические емкости и при этом говорить, что живешь без пластика, как-то не очень верно». Анита даже косметику покупает на розлив. Если не может такую найти, приобретает в стеклянных банках. Вот и другой вариант решения: «В Казани есть косметика ручной работы «Амалия», я договорилась с основателем бренда, что принесу ей свою баночку на 50 мл от духов, и она мне нальет туда масло для волос».
Анита считает, что осознанное потребление — это хорошая экономия: ты меньше потребляешь, меньше тратишь, меньше ходишь по магазинам, появляется больше времени. «В Лондоне много людей, которые что-то делают, там бизнес какой-то более крафтовый. Россия, скорее всего, на этапе, когда мы можем пойти купить что-то экологичное. Это уже плюс. Надеюсь, следующим этапом развития станет то, что люди захотят не столько покупать, сколько что-то делать из того, что у них уже есть».
Как мотивировать человека повернуться в сторону экопотребления? Анита уверена: должна сработать система. «Воспитание в семье, образование в школах, грамотные экологичные проекты от известных респектабельных брендов, чтобы за ними шли. Чтобы было круто, модно, стильно иметь ручку из переработанного пластика… Чтобы люди хотели иметь у себя дорогую вещь и statement piece. Например, как с айфоном: у вас увидели его и поняли, что у вас сто-о-олько денег. В нашем случае глубже и осмысленнее: у вас увидели раскрученную ручку из переработанного пластика, собранного со дна Мирового океана, и «вау, у тебя такая дорогая ручка, ты вкладываешься в экологию».
Покупка вещей из мусора, которые дороже обычных вещей, по мнению Аниты, «требует помимо какого-то воодушевления окружения, чтобы дальше хотеть это делать, внутреннего личностного роста. Может, насмотренность какая-то нужна, может, нужно съездить и посмотреть, как к берегам Бали прибывает пластик?..»
Агентство социальной информации.