Солидарность, юридические риски и витамин Д: о чем важно помнить социальному журналисту сегодня

25-окт, 10:24 Администратор 222
Александр Амзин, Галина Арапова (внесена в реестр иноагентов) Фото: Вадим Кантор / АСИ
Каковы перспективы российского медиабизнеса и как журналисту справиться со стрессом — обсудили на конференции АСИ и «Благосферы».
Импульсная лекция на двоих «Диалог о контексте и вызовах времени» прошла 21 октября на конференции Агентства социальной информации (АСИ) и Центра «Благосфера» «ЗаЧем будущее социальной журналистики?». В ней приняли участие Александр Амзин, журналист, медиаэксперт, и Галина Арапова, медиаюрист, защитник прав и интересов журналистов в суде (внесена Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов).

Галина Арапова: Сейчас выходит на первый план юридический фреймворк, который влияет на все остальное, будь то экономика, медиа или частная жизнь журналистов. При этом регулирование выстраивается так, как само медиасообщество ему позволяет. Если отрасль молчит, государство может регулировать как хочет — и так это работает везде. 
Медиаменеджеры должны уметь договариваться и выступать солидарно. Причем договариваться важно не только с собой, но и с IT-партнерами — мобильными операторами, провайдерами — это смежная отрасль, но их позиция сильно влияет на медиа, потому что все потребляют информацию онлайн.

Правовое регулирование — не единственный фактор. Саморегулирование и сорегулирование тоже важно. Если все договорятся между собой, государство не придет устанавливать свои правила.
Галина Арапова (внесена Минюстом в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов). Фото: Вадим Кантор / АСИ
Государство сейчас навязывает правила, которые практически невозможно выполнить. И вопрос регулирования не только про «а могу ли я об этом писать». Он еще и про то, а выживет ли редакция после очередного штрафа. Делать медиа сейчас очень сложно, чтобы соблюсти одновременно и репутацию, и приличия, и законы, и финансы.

Александр Амзин: Есть ощущение, что российские власти давно решили, что медиабизнес — это не бизнес. Что если кто-то запускает медиа — значит, он хочет повлиять на общество. То есть за регулированием стоит опасение властей, что медиаменеджеры хотят повлиять на что-то — вот такая логика.

Медиабизнес теряет свою привлекательность, и у меня мрачные предчувствия по поводу экономических перспектив медиа. Еще одна тревожащая перспектива — часто журналистские коллективы, которые пишут о социальном, для денег параллельно работают как «контент-бюро». Это деградация журналистской профессии.

Галина Арапова: При этом , если что-то происходит, журналисты в лучшем случае выпускают заявления в поддержку своих коллег — это красиво, но не впечатляет. Тем более что государство научилось эти заявления игнорировать. Надо искать другие варианты. 
Российское медиасообщество стало проявлять больше солидарности в моменты кризиса — раньше и этого не было. Это дает надежду на то, что журналисты проявят солидарность и в других ситуациях, когда нужно будет договориться.
Александр Амзин: Хотелось бы поговорить о еще одном вызове профессии — уровне стресса и психическом здоровье. Исследования говорят, что одним из результатов пандемии оказался посттравматический синдром у журналистов. К обычному давлению профессии — фейки, смерти и так далее — добавились удаленка, нехватка денег и кризис в отрасли. 
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Рекомендации, которые я для себя начал применять, — лучше читать расшифровку, чем смотреть видео и отключать в настройках YouTube и других платформ демонстрацию похожих материалов.
Поводов для оптимизма может и не быть, но есть средства для оптимизма, например, витамин Д. А еще я верю в новые модели и людей, которым важно осознанно знать о социальных проблемах. 
Галина Арапова: У журналистов действительно растет уровень тревожности, и он растет с пониманием рисков: ты можешь прийти на работу, а твой сайт заблокирован. Редакции пересматривают свои подходы, донаты, темы. Сохранить себя в такой ситуации сложно.
С другой стороны, это подталкивает к солидарности. Российские СМИ в регионах, несмотря ни на что, пишут о социальном больше, чем британские СМИ или свободные шведские СМИ. И это не инфотейнмент — они пишут о сложных проблемах, понимая риски и возможные претензии. Это вызывает уважение и звучит громче многих федеральных площадок.
Журналисты сейчас должны знать юридические правила поведения и правила работы с контентом — это критически важно. Недостаточно красиво написать — материал должен быть без встроенных юридических рисков, чтобы потом никто не пришел и не закрыл редакцию. И я думаю, что спустя какое-то время, после прохождения зоны турбулентности, все устаканится.
В 2021 году конференцию поддержали Благотворительный фонд Владимира Потанина (проект АСИ «PROдвижение НКО»), Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.скачать dle 12.0