Новость с сайта asi.org.ru: Изменения в законодательстве для НКО, которые нельзя пропустить. Часть 2
Недавно наступивший 2021 год начался с нескольких нововведений, которые коснулись НКО.
Законодатель внес изменения в трудовое и налоговое законодательство, а также в законодательство об аудите.
Помещения для НКО, которые не облагаются налогом
Хорошая новость для НКО в том, что теперь за использование помещения на безвозмездной основе некоммерческим организациям не нужно платить налоги. Раньше, когда бизнес предоставлял свое нежилое помещение НКО, например, для организации офиса, помещение не освобождалось от налогообложения и считалось внереализационным доходом НКО. С 1 января 2021 года соответствующие изменения вступили в силу в Налоговом кодексе.
Теперь для того чтобы НКО смогла использовать такое помещение, и оно не облагалось налогом, важен только один критерий: помещение должно использоваться для осуществления уставной деятельности.
А размещение офиса как раз подходит под уставную деятельность.
Где искать подробности?
Пп. 16 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Действует с 1 января 2021 года.
Срочные трудовые договоры
Деятельность НКО тесно связана с реализацией общественно значимых проектов. Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными. Для их реализации иногда требуется привлекать в НКО дополнительных специалистов.
При трудоустройстве, как правило, предпочтение отдается работодателю, который предлагает заключить трудовой договор, поскольку наличие трудового договора предполагает предоставление социальных гарантий, отчисления на будущую пенсию и иные бонусы. Такой вариант подходит для НКО с долгосрочными проектами.
Но что делать, если проект краткосрочный и нужно привлечь специалиста на определенное время? Ранее работодатели заключали с такими работниками договоры ГПХ, чтобы исключить возможные трудовые споры о сроках трудового договора и штрафы за нарушение трудового законодательства. Для самого работника это означало отсутствие ряда прав. Например, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, фиксированное рабочее время, оплату больничного. А у НКО, в свою очередь, всегда существовал риск переквалификации договора ГПХ в трудовой с последующим наложением санкций.
Теперь, если численность работников некоммерческой организации составляет не более 35 человек, она вправе вправе заключить с работником срочный трудовой договор без каких-либо рисков получить штраф за нарушение трудового законодательства.
Где искать подробности?
Статья 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Действует с 1 января 2021 года.
Отсутствие необходимости составлять внутренние локальные акты
С 1 января 2021 года в Трудовой кодекс внесены изменения. Теперь у НКО есть право не составлять внутренние локальные нормативные акты (ЛНА), обязательные в силу закона.
Например, можно не составлять правило внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и положение о премировании.
Данное правило введено по аналогии с субъектами малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.
Трудовым кодексом предусмотрено, что НКО для реализации нового права должна соответствовать критериям по годовому доходу и среднесписочной численности работников. Лимиты доходов устанавливаются Правительством РФ путем издания соответствующего постановления. Пока выпущен проект постановления правительства, где указано, что среднесписочная численность работников может быть не более 15 человек, а объем дохода за предшествующий календарный год не должен превышать 120 млн рублей. Документ прошел финальные обсуждения и должен вступить в силу в ближайшее время.
Важно учесть, что в части отказа от ЛНА есть исключение. В ряде случаев НКО обязана разработать и утвердить ЛНА о временном переводе работников на дистанционную работу в исключительных случаях (катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и пр.).
Более подробно о таком акте можно прочитать в Трудовом кодексе.
Отметим, что НКО не может ограничиться просто отказом от разработки и утверждения ЛНА. Согласно закону, некоммерческая организация должна включить в трудовые договоры с работниками условия, которые регулируются такими актами. Фактически необходимо перенести положения отдельных ЛНА в трудовые договоры. Это означает отказ от привычных типовых форм. Новая форма уже утверждена постановлением Правительства РФ от 27 августа 2016 года N 858 для субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, и допустима для применения НКО.
Резюмируя вышеизложенное, надо сказать, что не стоит торопиться с решением об отказе от классической схемы оформления ЛНА, поскольку норма еще достаточно новая, и критерии для НКО пока не имеют официального статуса.
Где искать подробности?
Статьи 309.1 и 309.2 Трудового кодекса Российской Федерации. Действует с 1 января 2021 года.
Определены новые критерии для прохождения НКО обязательного аудита
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Закон об аудиторской деятельности.
Ранее Законом об аудите было установлено, что все НКО, созданные в организационно-правовой форме фонда, должны ежегодно проводить аудиторскую проверку своей отчетности, независимо от размера доходов. Для небольших региональных фондов расходы на проведение аудита являются весьма существенной тратой.
Теперь закон предусматривает, что если поступление имущества, в том числе денежных средств, фонда за год, предшествующий отчетному, составили не более 3 млн рублей, то аудит проводить не нужно.
Кроме того, законодатель исключил специализированные фонды управления целевым капиталом из перечня фондов, которые подлежат ежегодному аудиту, но следует учитывать, что, согласно Закону о целевом капитале, вышеуказанные фонды обязаны проводить ежегодный аудит в случае, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, на конец отчетного года превышает 20 млн рублей.
Таким образом, указанные изменения действуют в отношении отчетности, начиная с отчетности за 2020 год. При этом, если фонд до 1 января 2021 года заключил договор на проведение обязательного аудита и по нему начато исполнение и/или поступления имущества за 2019 год составили более 3 млн рублей, то новые правила будут применяться в отношении отчетности за 2020 год. Если нет, то фонд вправе не проводить аудит отчетности за 2020 год, и новые правила будут применяться к отчетности при аудите за 2021 год.
Где искать подробности?
Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Действует с 11 августа 2020 года.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Действует с 1 января 2021 года.
Появились новые штрафы за нарушение законодательства об иностранных агентах
С 1 марта 2021 года вступила в силу редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая штрафы за нарушение законодательства об иноагентах. Ниже рассмотрим, в каких случаях некоммерческие организации и незарегистрированные общественные объединения, включенные в реестр иностранных агентов, должны будут выплатить штраф.
Например, при распространении информации о некоммерческих организациях и незарегистрированных общественных объединениях, включенных в реестр иностранных агентов, а также при распространении их материалов необходимо указать статус иноагента. Правило касается, в том числе сообщений в СМИ и публикаций в интернете. В ином случае будет наложен штраф:
— от 2 тыс. до 2 тыс. 500 рублей для физических лиц;
— от 4 тыс. до 5 тыс. рублей для должностных лиц;
— от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для юридических лиц.
Кроме того, если предмет материален, то он будет изъят. Если же предмет нарушения размещен в онлайн-издании или в соцсетях, то материал необходимо будет удалить или добавить маркировку.
Исключением из нового правила является информация, которую размещают в единых государственных реестрах и государственных информационных системах.
Производство и распространение информации о своей деятельности без маркировки также чревато штрафом для некоммерческих организаций, включенных в реестр иностранных агентов. Размеры штрафов:
— для юридических лиц от 300 тыс. до 500 тыс. рублей с конфискацией предмета совершенного правонарушения либо без таковой;
— для должностных лиц от 100 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией предмета совершенного правонарушения либо без таковой.
Если незарегистрированное общественное объединение, включенное в реестр иноагентов, осуществляет политическую деятельность, в рамках которой производит материалы и распространяет информацию, оно также обязано указывать соответствующую маркировку. В ином случае размер штрафов будет следующий:
— от 50 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией предмета нарушения или без таковой в отношении физических лиц;
— от 100 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией предмета нарушения или без таковой в отношении должностных лиц.
Также штраф предусмотрен в случае, если осуществляющие политическую деятельность незарегистрированные общественные объединения, получающие иностранные деньги, не подадут сведения о себе в Министерство юстиции РФ. В таком случае им грозит ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
Кроме того, с 1 марта 2021 года вступает в силу новая редакция статьи 330.1 Уголовного кодекса РФ, в которой предусмотрена ответственность за злостное уклонение от исполнения требований, предъявляемых к иноагентам.
Где искать подробности?
Статья 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Действует с 1 марта 2021 года.
Мораторий на отражение информации о поступлениях от российских юридических лиц, получающих средства из иностранных источников, для отчетности в Минюст
Уже несколько лет для российских НКО является актуальным вопрос об отражении в отчетности сведений о поступлениях от российских юридических лиц, получающих средства из иностранных источников.
Часто некоммерческие организации просто не могут получить информацию от своих жертвователей и иных контрагентов о наличии у них иностранных денег.
Подавляющее большинство российских компаний не ведут раздельный учет по поступлениям и не могут точно сказать, есть ли в их обороте иностранные средства. По этой причине ряд крупных игроков некоммерческого сектора обратился в Министерство юстиции РФ с просьбой продлить мораторий, установленный Минюстом на 2018 и 2019 годы, на отражение указанных поступлений в ежегодной отчетности.
Минюст, в свою очередь, принял доводы некоммерческих организаций и пообещал рассмотреть возможность продлить мораторий, а также создать рабочую группу с участием представителей министерства и заинтересованных некоммерческих организаций для разработки методических рекомендаций по заполнению форм отчетности.
По предварительной информации, Министерство юстиции РФ не продлит мораторий на 2021 год, а перенесет сроки подачи отчетности с 15 апреля на 15 июля текущего года, чтобы НКО успели собрать необходимую информацию от своих жертвователей и контрагентов.
В любом случае приказ пока не издан, и сроки могут варьироваться. Но, на наш взгляд, НКО лучше уже сейчас направить своим жертвователям письменные запросы о наличии иностранного финансирования. Если партнеры не обладают такой информацией, от них нужно получить письменный ответ о невозможности предоставить данные об иностранном финансировании. Это поможет обосновать неотражение в отчетности информации о том или ином источнике поступлений.
Где искать подробности?
Официальный портал Министерства юстиции РФ.
Сообщение Изменения в законодательстве для НКО, которые нельзя пропустить. Часть 2 появились сначала на Агентство социальной информации.