ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИНАНСОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В НКО
В чем заключается финансовое планирование в НКО?
ОТВЕТ
Финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.
В ходе осуществления целевых программ в НКО составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период. Смета доходов и расходов составляется ежегодно исходя из предполагаемых поступлений и направлений расходования, имеющихся в ее распоряжении и поступивших денежных средств. При этом форма сметы доходов и расходов, ее состав и структура показателей разрабатывается НКО самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, а ее использование закрепляется в учетной политике. Организация сама определяет перечень своих программ, их содержание, размеры доходов и расходов по каждой статье, при необходимости может пересматривать свои сметы.
ВОПРОС 2
Как можно составить Смету доходов и расходов?
ОТВЕТ
В качестве основы для составления сметы вполне может подойти структура Отчета о целевом использовании полученных средств, поскольку в этом случае бухгалтеру будет удобно составлять отчетность по целевым доходам и расходам.
Примерная смета некоммерческой организации
№ | Наименование статей доходов и расходов | Планируется на | ||
20хх – 20хz гг | В том числе: | |||
20хх | 20хz | |||
Раздел 1 Доходы организации | ||||
1.1. | Вступительные взносы | |||
1.2. | Членские взносы | |||
1.3. | Добровольные целевые взносы физических лиц | |||
1.4. | Добровольные целевые взносы юридических лиц | |||
Итого по разделу I | ||||
Раздел IIРасходы организации | ||||
2.1. | Заработная плата исполнителей программы | |||
2.2. | Отчисления от ФОТ | |||
2.3. | Командировочные расходы | |||
2.4. | Приобретение основных средств | |||
2.5. | Канцелярские и хозяйственные расходы | |||
2.6. | Расходы на аренду и содержание зданий | |||
2.7. | Административные расходы | |||
2.8. | Расходы на проведение мероприятий по целевой программе( в т.ч. по целевым программам) | |||
2.9. | Непредвиденные расходы | |||
Итого по разделу II | ||||
Плановый остаток средств на 01.01.ХХ |
ВОПРОС 3
Обязательно ли требуется составлять смету доходов и расходов в НКО?
ОТВЕТ
Составление сметы является обязательным требованием п.1 ст.3 Федерального закона № 7 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». В ст.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смета доходов и расходов заменяет собой баланс некоммерческой организации в том случае, если эта организация функционирует без приобретения прав юридического лица и не стоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, что допускается для общественных организаций Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". Однако и те некоммерческие организации, которые формируют и сдают в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, должны составлять смету доходов и расходов. В ст.12 гл.5 "Управление некоммерческой организацией" утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений отнесено к компетенции высшего органа управления. Финансовый план организации и смета доходов и расходов организации – это одно и то же.
ВОПРОС 4
В чем заключается цель финансового планирования?
ОТВЕТ
Основная цель внутриорганизационного финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого финансовых средств. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития и поддержания финансово-хозяйственной деятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
ВОПРОС 5
Каковы основные задачи финансового планирования?
ОТВЕТ
Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются:
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами деятельности организации; - оценка степени рационального использования финансовых ресурсов; - соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; - контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью организации.
ВОПРОС 6
В чем заключаются особенности организации финансов в НКО?
ОТВЕТ
Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях») Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.
ВОПРОС 7
Чем характеризуется финансовый план в НКО?
ОТВЕТ
Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период. В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.
На практике используется четыре вида бюджетов:
- текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
- бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
- бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
- бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества. Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.
ВОПРОС 8
Какие существуют подходы к составлению бюджета НКО?
ОТВЕТ
Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:
- на основании данных о прошлых периодах деятельности;
- на основании расчетов потребности в ресурсах;
- на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.
В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.
Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность. Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.
Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.
Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов. На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.
ВОПРОС 9
Каковы особенности сметного планирования?
ОТВЕТ
Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации. Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. П.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.
ВОПРОС 10
Что обеспечивает сметное финансирование?
ОТВЕТ
Сметное финансирование обеспечивает:
- достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
- накладные и административно-управленческие расходы;
- расходы на предпринимательскую деятельность.
Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей.
Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.
ВОПРОС 11
Как делятся расходы в смете НКО?
ОТВЕТ
Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.
Группы расходов по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:
- расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
- накладные и административно-управленческие расходы;
- расходы на предпринимательскую деятельность.
ВОПРОС 12
Что такое «текущие расходы»?
ОТВЕТ
Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими.
Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой благотворительной организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств (п. 3 статьи 16 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
ВОПРОС 13
Что такое «прямые и косвенные» расходы?
ОТВЕТ
Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные. Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ. Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности.
ВОПРОС 14
Как в процессе финансового планирования распределить расходы НКО?
ОТВЕТ
Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации. Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам.
При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности.
На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.).Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией.
ВОПРОС 15
Какие расходы можно отнести к расходам на содержание НКО?
ОТВЕТ
К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:
- оплата командировок и служебных поездок;
- заработная плата административно-управленческого персонала;
- отчисления в фонды социального страхования;
- канцелярские и хозяйственные расходы;
- расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
- капитальный и текущий ремонт;
- арендная плата;
- оплата за телефон;
- почтово-телеграфные расходы;
- расходы на проведение обязательного аудита;
- амортизационные отчисления;
- оплата коммунальных услуг;
- расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
-прочие расходы.