Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

13-дек, 11:20 Администратор 200
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О списании в целях налога на прибыль материальных расходов в виде стоимости (затрат на приобретение) неамортизируемого имущества.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
В силу норм подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса к материальным расходам налогоплательщика, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
В целях списания стоимости имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик вправе списывать стоимость (затраты на приобретение) имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более одного отчетного периода в порядке, определенном им самостоятельно с учетом срока использования такого имущества или иных экономически обоснованных показателей. При этом указанный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
Порядок списания имущества, не являющегося амортизируемым, определяется в соответствии с условиями учетной политики, действовавшей на момент принятия к учету указанного имущества.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.09.2021 N 03-03-06/1/76313

Вопрос:

Об учете расходов, произведенных организацией в периоде применения ЕНВД, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответ:

В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
В связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) налогоплательщики вправе перейти на иные режимы налогообложения, в том числе на общий режим налогообложения.
При этом Кодексом не определены правила учета расходов, произведенных в периоде применения ЕНВД, при переходе с ЕНВД на общую систему налогообложения.
Таким образом, если организация перешла с ЕНВД на общую систему налогообложения, то расходы, произведенные этой организацией в периоде применения ЕНВД, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.09.2021 N 03-03-06/1/76353

Вопрос:

О распределении в целях налога на прибыль расходов некоммерческой организации, относящихся к уставной деятельности и осуществляемых за счет доходов от предпринимательской деятельности.

Ответ:

В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Данный порядок не применяется к расходам некоммерческих организаций, относящимся к уставной некоммерческой деятельности, которые должны осуществляться за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы.
Таким образом, если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, полученные доходы от которой направляет на осуществление расходов, относящихся к уставной некоммерческой деятельности, то указанные расходы не подлежат распределению в порядке, установленном пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.09.2021 N 03-03-06/3/76443

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении недвижимости, не включенной в 2020 г. в перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, и включенной в перечни на 2019 и 2021 гг.

Ответ:

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), а именно административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях формирования перечня пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса установлены критерии отнесения объектов недвижимого имущества к указанным объектам.
Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что после принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, переход к определению налоговой базы в отношении этих объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 Кодекса выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом.
Как следует из вопроса, заключением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации подтверждено, что объект недвижимого имущества, ранее включенный в Перечень на 2019 и не включенный в Перечень на 2020 год, отвечает установленным Кодексом критериям. Данный объект недвижимого имущества включен в Перечень на 2021 год.
В этой связи необходимо иметь в виду, что пунктом 1 статьи 4 Кодекса предусмотрено, что в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Запрета на внесение уполномоченным органом изменений в свой нормативный правовой акт, которым утвержден Перечень, Кодексом не установлено. Таким образом, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в Перечень уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения в Перечень.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Пунктом 5 статьи 5 Кодекса установлено, что положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Таким образом, нормативные правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в Перечень и не ухудшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу на основании пункта 2 статьи 5 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.09.2021 N 03-05-05-01/76418

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на освоение природных ресурсов.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 261 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.
Согласно пункту 2 статьи 261 Кодекса расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 статьи 261 Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 Кодекса. При этом указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов, если иное не установлено пунктом 7 статьи 261 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 261 Кодекса.
При этом порядок, предусмотренный пунктом 2 статьи 261 Кодекса, не зависит от того, производится или не производится добыча полезных ископаемых в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.09.2021 N 03-03-07/75971

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль цены приобретения акций, полученных организацией в качестве дивидендов в натуральной форме, в случае их дальнейшей реализации.

Ответ:

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" объявленные по акциям дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом акционерного общества, - иным имуществом.
Следовательно, объявленные по акциям дивиденды могут быть выплачены в натуральной форме (в том числе в виде ценных бумаг) только в случаях, предусмотренных уставом акционерного общества.
Вместе с тем при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в том числе вышеуказанных, налогоплательщик на основании статей 280 и 329 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вправе уменьшить доходы от таких операций на определенные расходы, в том числе на цену приобретения ценной бумаги, включая расходы на ее приобретение.
В случае если реализуемые ценные бумаги ранее были получены организацией в счет погашения обязательств по выплате причитающихся ей дивидендов, цену приобретения таких ценных бумаг для целей налогообложения прибыли организаций следует определить в размере, равном сумме дохода в виде дивидендов, подлежащих выплате акционеру.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.09.2021 N 03-03-06/1/74354

Вопрос:

Об учете операций, связанных с изменением цены ранее реализованных товаров, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.09.2021 N 03-03-10/72680

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов по авансовому отчету, в том числе кассовым чеком.

Ответ:

Согласно пункту 1 статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли признаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были понесены расходы, или документами, косвенно подтверждающими расходы. Ценности, приобретенные сотрудником для организации, а также расходы, произведенные им по поручению организации, принимают к налоговому учету на основании утвержденного авансового отчета, накладных (других документов), а также документов, подтверждающих факт оплаты, в частности кассовых чеков.
Таким образом, если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства Российской Федерации, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации как не имеющие надлежащего документального подтверждения.
Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, указан в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.07.2021 N 03-03-06/1/60736

Вопрос:

Об условиях признания расходов по утилизации отделочных материалов для мебели в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая изложенное, если законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность организации по утилизации отделочных материалов для мебели, то расходы на утилизацию такого имущества могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса при условии, что данные расходы экономически обоснованны, а также при условии надлежащего документального подтверждения процедур, предусмотренных законодательством для такой утилизации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.07.2021 N 03-03-06/1/60734

Вопрос:

Об учете доходов (расходов) в виде процентов по долговому обязательству при методе начисления в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с главой 25 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 328 НК РФ установлено, что налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств, исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений указанного пункта.
Признание доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период.
Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 НК РФ (пункт 1 статьи 328 НК РФ).
Таким образом, основанием для начисления процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения прибыли является действующее долговое обязательство, заключенное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом порядок, правовое регулирование и основания прекращения обязательств регулируются главой 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.07.2021 N 03-03-06/2/60356скачать dle 12.0