Республика Саха (Якутия): новое в законодательстве от 07.12.2021
• КОРОНАВИРУС
Указ Главы РС(Я) от 03.12.2021 N 2176"О внесении изменений в отдельные правовые акты Главы Республики Саха (Якутия)"
Разрешено проведение без зрителей официальных спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий республики, при согласовании с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) и при соблюдении Регламента по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденного Минспортом России, Главным государственным санитарным врачом РФ 31.07.2020.
Сняты ранее установленные требования (предварительная запись, количество клиентов и пр.) к условиям осуществления работы парикмахерских, салонов красоты, косметических центров, спа-центров, массажных кабинетов, туристических баз и комплексов, баз отдыха, зоопарков, фитнес-клубов и тренажерных залов, букмекерских контор и тотализаторов, фирм по организации и проведению лотерей.
Помимо этого, театры, концертные организации, а также кинотеатры, дома культуры, культурно-досуговые организации, творческие студии в части репертуарных показов спектаклей и концертных программ вправе осуществлять деятельность при условии заполняемости зрительного зала на 70% (ранее на 50%).
Также обновлены требования к условиям работы ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных, иных предприятиях общественного питания, в т.ч. расположенных в торгово-развлекательных центрах, торговых центрах, торговых комплексах, банкетных залов.
Расширен перечень организаций, вход в которые возможен по QR-кодам. Так, с 6 декабря 2021 года допуск в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), за исключением случаев предоставления государственных или муниципальных услуг, осуществляется при предоставлении QR-кода либо при предъявлении медицинского документа, подтверждающего наличие противопоказаний, и отрицательного ПЦР-теста, полученного не позднее чем за 72 часа, и документа, удостоверяющего личность.
Правило, предусматривающее предъявление работодателю сертификата о вакцинации от COVID-19 или сертификата о перенесенном заболевании, подтверждаемым QR-кодом, распространено на всех лиц, прибывающих в республику для осуществления трудовой деятельности.
Указ Главы РС(Я) от 30.11.2021 N 2173
"О внесении изменения в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2020 г. N 1294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Саха (Якутия) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Меры ограничительного характера, установленные на территории республики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), продлены до 15 января 2022 года.
• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РС(Я) от 25.11.2021 N 492"Об уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия)"
С 1 января 2022 года ГКУ "Центр закупок Республики Саха (Якутия)":
уполномочено на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) при осуществлении ими закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, если условием предоставления из бюджета Республики Саха (Якутия) межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок;
вправе заключать соглашения от имени республики на осуществление полномочий уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с чем утвержден Порядок взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) с ГКУ РС(Я) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Порядок определяет процедуру подачи заказчиками в ГКУ "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" заявки на закупку; порядок рассмотрения уполномоченным учреждением заявок на закупку; права и обязанности уполномоченного учреждения и заказчиков при взаимодействии в целях осуществления закупок; порядок взаимодействия уполномоченного учреждения и заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов, а также в случае обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика, уполномоченного учреждения, комиссий по осуществлению закупок.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Окружной администрации г. Якутска от 19.11.2021 N 370п"О внесении изменений в Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, предоставленного из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный постановлением Окружной администрации города Якутска от 29 июня 2012 года N 116п"
Скорректирована адресно-реквизитная информация по организациям, участвующим в предоставлении муниципальной услуги. Расширен перечень информации, размещаемой на портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия), по предоставляемой муниципальной услуге.
Список нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги, теперь доступен на официальном сайте Окружной администрации города Якутска www.yakutskcity.ru.
К заявлению юридического лица более не требуется прилагать учредительные документы. Также не требуется предоставлять кадастровый паспорт земельного участка.
Закреплена возможность подачи заявления, включая жалобы на действия (бездействие) муниципального органа, его должностных лиц, в электронной форме посредством заполнения электронной формы заявления с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ. Установлены требования, учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме, а также порядок осуществления административных процедур в электронной форме.
Расширен перечень случаев, при которых может быть отказано в приеме заявления, а именно, в случае, если представленные электронные образы документов недоступны для прочтения, не пригодны для восприятия с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, в случае подачи заявления в электронной форме через ЕПГУ и (или) РПГУ.
Уточнены требования, учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в многофункциональных центрах.
Постановление Окружной администрации г. Якутска от 17.11.2021 N 367п
"О внесении изменений в Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Расторжение по соглашению сторон договора аренды земельного участка, предоставленного из земель, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный постановлением Окружной администрации города Якутска от 29 июня 2012 года N 104п"
Теперь на портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) размещается более подробная информация по предоставляемой муниципальной услуге, в числе которой: перечень категорий заявителей, имеющих право на получение муниципальной услуги; перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и предоставляемых самостоятельно заявителем либо получаемых по запросу из органов (организаций); формы и образцы заполнения заявлений для получателей муниципальной услуги с возможностями онлайн заполнения, проверки и распечатки; рекомендации и требования к заполнению заявлений; основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги и др.
Также юридическим лицам более нет необходимости прилагать к заявлению учредительные документы.
Кроме того, заявление может быть подано заявителем в электронной форме посредством заполнения электронной формы заявления с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ. При этом, в случае, если представленные электронные образы документов недоступны для прочтения, не пригодны для восприятия с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, в приеме документов заявителю может быть отказано.
Расширен перечень документов и информации, которые должностное лицо не вправе требовать от заявителя при оказании муниципальной услуги, а также перечень случаев, при которых заявитель вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего.
• ЖИЛИЩЕ
Указ Главы РС(Я) от 18.11.2021 N 2157"О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. N 2433"
Сокращено количество многоквартирных домов, в которых предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества, а именно, теперь проведение капитального ремонта общего имущества запланировано программой в 3779 многоквартирных домах (ранее 3898), общей площадью 11043,17 тыс. кв. м.
Приведен новый адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с учетом планового года начала проведения капитального ремонта.
• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Закон Республики Саха (Якутия) от 30.11.2021 2414-З N 741-VI"Об особенностях составления проектов бюджетов бюджетной системы Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
До 1 января 2022 года приостановлено действие абзаца 1 части 3 статьи 55 Закона РС(Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", в соответствии с которым субъекты права законодательной инициативы направляют в постоянный комитет по бюджету Госсобрания РС(Я) поправки по разделам, подразделам, видам расходов бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, объему финансовой помощи местным бюджетам, статьям принятого в первом чтении проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не позднее 15 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.
В текущем году срок направления поправок к принятому в первом чтении проекту закона о государственном бюджете продлен до 18 ноября 2021 года.
Закон Республики Саха (Якутия) от 30.11.2021 2413-З N 737-VI
"О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"
Внесенными изменениями, в числе прочего, установлено:
начиная с налогового периода 2021 года от уплаты транспортного налога освобождены: ветераны боевых действий, зарегистрированные по месту жительства на территории республики, в отношении одного зарегистрированного на них транспортного средства (легкового автомобиля или мотоцикла, или мотороллера, или автобуса, или грузового автомобиля) по выбору налогоплательщика (не распространяется на легковые автомобили, в отношении которых исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ); физические лица, зарегистрированные по месту жительства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в республике, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р, за исключением физлиц, зарегистрированных по месту жительства на территориях муниципальных образований республики, указанных в п. 6 приложения к Указу Президента РФ от 02.05.2014 N 296, без заявления указанных физических лиц;
признаны безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням по транспортному налогу физических лиц, зарегистрированных по месту жительства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в республике, утвержденных распоряжением Правительства РФ "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", числящиеся на 1 января 2022 года;
налоговая база как кадастровая стоимость определяется с 2022 года в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них при соблюдении определенных условий, с 2023 года - в отношении административно-деловых центров и помещений в них при соблюдении определенных условий, с 2024 года - в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для указанного, при условии включения объектов в соответствии со ст. 378.2 НК РФ в утверждаемый распоряжением Правительства РС(Я) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Налоговая ставка в отношении таких объектов недвижимого имущества устанавливается в размере 2%;
на 2022 год снижены ставки для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых на 1 марта 2020 года являются виды деятельности, включенные в перечень наиболее пострадавших отраслей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Постановление Правительства РС(Я) от 25.11.2021 N 488"Об утверждении Порядка предоставления гранта в форме субсидии семейной династии оленеводов"
Семейным династиям оленеводов, в лице их глав, победившим в конкурсном отборе, предоставят гранты на улучшение материально-технической базы в рамках реализации госпрограммы РС(Я) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы".
Критерием отбора получателя гранта определено наличие у династии оленеводов, ведущей самостоятельно хозяйственную деятельность или входящей в состав оленеводческого хозяйства, поголовья северных домашних оленей по данным официальной статистической отчетности на начало текущего финансового года.
Средства гранта могут быть использованы на приобретение: сельскохозяйственных животных; товарно-материальных ценностей (переносная профессиональная радиостанция, источник тока солнечной энергии, спутниковый телефон, спутниковый навигатор, бензопила, палаточный материал, печка металлическая, зимний костюм, валенки); снегоходной техники, квадроцикла, мини-трактора; одной единицы грузопассажирского автомобильного транспорта.
Объявление о проведении отбора размещается на едином портале и на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РС(Я) в сети Интернет по адресу: https://minsel.sakha.gov.ru. Заявка на участие в конкурсе подается в Министерство.
Распоряжение Правительства РС(Я) от 07.10.2021 N 1008-р
"Об утверждении перечня законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), применяемых с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
Приводится перечень отдельных положений законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", т.е. которые не применяются в течение определенных сроков как ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения (стабилизационная оговорка).
Постановление Окружной администрации г. Якутска от 18.11.2021 N 368п
"О внесении изменений в Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный постановлением Окружной администрации города Якутска от 29 июня 2012 года N 96п"
Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка, помимо прочего, должно содержать адрес электронной почты для связи с заявителем, ИНН, ОГРН/ОГРИП.
Из перечня документов, прилагаемых к заявлению юридического лица исключены учредительные документы. Также более не требуется предоставлять по собственной инициативе кадастровый паспорт земельного участка.
Введена возможность подачи заявления с приложением документов в электронной форме посредством заполнения электронной формы заявления с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ. Вместе с этим, одним из оснований в отказе приема документов указан случай, когда представленные электронные образы документов недоступны для прочтения, не пригодны для восприятия с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Введены требования, учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме, и порядок осуществления административных процедур в электронной форме.
Расширен список документов и информации, которые должностное лицо не вправе требовать от заявителя.
Случаи, при которых заявитель вправе обратиться с жалобой, дополнен новым: требование у заявителя при предоставлении муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Введены требования к содержанию мотивированного ответа о результатах рассмотрения жалобы, в частности, в письменном ответе приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения муниципальной услуги.
Постановление Окружной администрации г. Якутска от 12.11.2021 N 365п
"О внесении изменений в постановление Окружной администрации города Якутска от 4 апреля 2011 года N 74п "О неправомерно размещенных некапитальных торговых и иных крупногабаритных объектах"
В числе прочих изменений:
определен предмет правового регулирования Положения, а именно, установлено, что Положение регулирует порядок обращения с неправомерно размещенными крупногабаритными объектами на территории городского округа "город Якутск";
уточнен перечень объектов, относимых к неправомерно размещенным крупногабаритным объектам, так, к таковым отнесены нестационарные торговые объекты (киоски и торговые павильоны, включая сблокированные с остановочными павильонами и навесами), в отношении которых установлен факт размещения: вне мест, отведенных для этих целей органами местного самоуправления посредством предоставления земельных участков для их размещения и (или) в соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; на земельных участках, находящихся в частной собственности, с видом разрешенного использования, не допускающим размещение таких некапитальных строений, сооружений.
уточнено, что Положение является обязательным для исполнения не только гражданами и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Постановление Правительства РС(Я) от 26.11.2021 N 494"О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 353"
Расширен перечень направлений использования субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию подпрограммы "Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия), а также на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Так, средства субсидий могут быть использованы на возмещение понесенных затрат (части затрат) на строительство объектов общеобразовательных организаций и объектов дошкольных организаций соответственно.
Строительная готовность определена как один из показателей результативности использования субсидий на реализацию подпрограммы "Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)" при оценке эффективности осуществления расходов.