Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 15.10.2021

18-окт, 11:09 Администратор 265

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль материальных ценностей, извлекаемых в процессе текущего содержания объектов ОС и планируемых к использованию для ремонта соответствующих объектов.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 Кодекса с учетом положений главы 25 Кодекса.
Предусмотренный статьей 250 Кодекса перечень внереализационных доходов является открытым.
Согласно пункту 5 статьи 274 Кодекса внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.
Следовательно, при оприходовании материальных ценностей, извлекаемых в процессе текущего содержания объектов основных средств, у налогоплательщика образуется внереализационный доход исходя из соответствующих рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
При этом стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 статьи 250 Кодекса.
Иных положений по определению стоимости материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, главой 25 Кодекса не предусмотрено.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.09.2021 N 03-03-06/1/73931

Вопрос:

Об НДС в отношении денежных средств, полученных продавцом от поставщика в виде компенсации суммы скидки, предоставленной продавцом конечному покупателю при реализации товара.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Кроме того, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу по данному налогу не включаются.
В связи с этим в случае, когда из условий заключенных договоров следует, что полученные продавцом от поставщика денежные средства представляют собой компенсацию недополученной продавцом выручки при предоставлении скидки конечному покупателю, то есть связаны с оплатой реализованных товаров, то на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса суммы таких денежных средств включаются продавцом товаров в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-07-11/73056

Вопрос:

О признании доходов в целях налога на прибыль; о применении ККТ в случае осуществления предоплаты и конечного расчета за оказываемые услуги, в том числе фитнес-центров.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 271 НК РФ предусмотрено, что доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов для оплаты товаров, работ, услуг.
Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется пользователями при приеме (получении) и выплате денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов за товары, работы, услуги, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности, в том числе обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - Приказ) утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию.
Приказом предусмотрены соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), в том числе "полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета - предоплата 100%", "частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета - предоплата", "аванс" и "полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета, - полный расчет".
Учитывая изложенное, в случае, когда осуществляются предоплата и конечный расчет с учетом ранее предоставленной предоплаты за оказываемую услугу, необходимо сформировать два кассовых чека. Первый кассовый чек должен быть сформирован в момент получения денежных средств с признаком способа расчета "предоплата 100%" или "предоплата", а второй кассовый чек - по факту передачи предмета расчета с признаком способа расчета "полный расчет" с указанием общей суммы расчета с учетом ранее внесенной предоплаты.
Абонементы при оказании услуг фитнес-центрами могут предусматривать как определенный период с неограниченным количеством посещений, так и определенное количество посещений.
В случаях, прямо не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники осуществляется исходя из идентичности отражения операций в контрольно-кассовой технике и в регистрах бухгалтерского учета организации с учетом действующей учетной политики.
Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется организацией при зачете предварительной оплаты по мере признания выручки в бухгалтерском учете.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-03-06/1/72873

Вопрос:

О заполнении строки 1б корректировочного счета-фактуры при неоднократном изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

Ответ:

Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 168 и пункту 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на указанное изменение.
На основании пункта 5.2 статьи 169 Кодекса в корректировочном счете-фактуре должны быть указаны, в частности, порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Правила заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.
Так, согласно пунктам 1 и 2 Правил в строке 1б корректировочного счета-фактуры указываются номер и дата счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура, а при заполнении граф по строке А (до изменения) корректировочного счета-фактуры указываются соответствующие показатели граф счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура.
Поскольку корректировочный счет-фактура составляется на разницу между показателями до и после изменения стоимости, при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) продавцом выставляется новый корректировочный счет-фактура, в который переносятся соответствующие данные из предыдущего корректировочного счета-фактуры (в строку А (до изменения) повторного корректировочного счета-фактуры переносятся сведения, отражаемые по строке Б (после изменения) предыдущего корректировочного счета-фактуры).
В связи с этим при неоднократном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в строке 1б корректировочного счета-фактуры указываются номер и дата предыдущего корректировочного счета-фактуры.
В случае если изменяется стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), стоимость которых ранее не изменялась и в отношении которых корректировочный счет-фактура ранее не составлялся, в выставляемый продавцом корректировочный счет-фактуру переносятся соответствующие данные из счета-фактуры. Поэтому, если к счету-фактуре ранее составлялся корректировочный счет-фактура в отношении одних товаров (работ, услуг), при изменении стоимости других товаров (работ, услуг), в отношении которых корректировочный счет-фактура ранее не составлялся, составляется новый корректировочный счет-фактура, в строке 1б которого указываются номер и дата счета-фактуры.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-07-09/73123

Вопрос:

Об оформлении и выставлении счетов-фактур при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) и вычете (зачете, возврате) НДС, уплаченного по такой оплате.

Ответ:

Состав показателей счета-фактуры, выставляемого при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), предусмотрен пунктом 5.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5.1 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), должно быть указано наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав.
При заполнении данного показателя счета-фактуры следует руководствоваться наименованием товаров (описанием работ, услуг), имущественных прав, указанных в договорах, заключенных между продавцом и покупателем.
Так, например, в случае получения предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, предусматривающим их отгрузку в соответствии с заявкой (спецификацией), оформляемой после оплаты, в этих договорах, как правило, указывается обобщенное наименование поставляемых товаров. Поэтому при оформлении счета-фактуры при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по таким договорам следует указывать обобщенное наименование товаров (или групп товаров).
При получении предварительной оплаты (частичной оплаты) по договорам поставки товаров, налогообложение которых осуществляется по налоговым ставкам как 10, так и 20 процентов, в счете-фактуре следует либо указывать обобщенное наименование товаров с указанием ставки 20/120, либо выделять товары в отдельные позиции исходя из сведений, содержащихся в договорах, с указанием соответствующих ставок налога.
Согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), реализуемых на территории Российской Федерации, соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения указанных сумм оплаты (частичной оплаты).
В случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав) в счет этой оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не следует.
При получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) комиссионером (агентом), осуществляющим в рамках комиссионного (агентского) договора реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) от своего имени, счет-фактуру на эту оплату (частичную оплату) покупателю выставляет комиссионер (агент), а комитент (принципал) выдает комиссионеру (агенту) счет-фактуру, в котором отражены показатели счета-фактуры, выставленного комиссионером (агентом) покупателю. При этом комиссионер (агент) счета-фактуры по оплате (частичной оплате) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), выставленные им покупателю, в книге продаж не регистрирует.
При получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых этим налогом, счета-фактуры не выставляются.
В случае если продавцом уплачен налог на добавленную стоимость по оплате (частичной оплате), полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то согласно пункту 8 статьи 171 и пункту 6 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В связи с этим если налог на добавленную стоимость уплачен по оплате (частичной оплате), полученной в счет предстоящей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то данные суммы могут быть зачтены (возвращены) в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-07-09/73118

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов, в том числе на содержание служебного транспорта, в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
При этом положения НК РФ не устанавливают конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивают налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный статьей 264 НК РФ, является открытым. При этом на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к таким расходам, например, отнесены расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
Учитывая изложенное, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае их оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-03-06/3/72868

Вопрос:

О применении БСО и чеков ККТ в целях освобождения от НДС услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, а также о передаче фискальных данных в налоговые органы.

Ответ:

На основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что кассовый чек - это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; бланк строгой отчетности - это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При этом под автоматизированной системой для бланков строгой отчетности понимается контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.
Автоматизированная система для бланков строгой отчетности применяется исключительно при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (выполненные работы). При этом контрольно-кассовая техника, не являющаяся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности, такого ограничения не содержит и может применяться при расчетах как за товары, так и за услуги (работы).
Учитывая изложенное, при оказании услуг населению организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, в том числе являющуюся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности и соответствующую требованиям Федерального закона N 54-ФЗ.
Помимо этого, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В свою очередь, согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), оздоровительные учреждения утверждены в качестве документов строгой отчетности Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
При этом отпечатанная типографским способом или на принтере путевка (курсовка) не является бланком строгой отчетности в целях Федерального закона N 54-ФЗ.
Учитывая изложенное, при расчетах за услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций в целях соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и подтверждения факта расчета:
1) бланк строгой отчетности может быть сформирован с применением контрольно-кассовой техники и содержать дополнительные реквизиты с учетом сферы деятельности, в которой ведутся расчеты;
2) путевка (курсовка) может быть оформлена одновременно с выдачей кассового чека (бланка строгой отчетности);
3) путевка (курсовка) может быть оформлена с нанесением на нее реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющих идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ), в налоговые органы через оператора фискальных данных, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (пункт 6 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 Федерального закона N 54-ФЗ оператор фискальных данных обязан осуществлять ежедневную передачу в налоговые органы фискальных данных, которые приняты от пользователя контрольно-кассовой техники, обеспечивать запись в некорректируемом виде фискальных данных, в том числе в виде фискальных документов, а также их хранение в течение пяти лет с даты их записи (кроме документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ, и данных, содержащихся в этих документах).
При этом положения Федерального закона N 54-ФЗ не содержат понятия "фискальный отчет оператора фискальных данных".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-07-07/73113

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату дополнительных отпусков и проведение профилактических прививок работников против COVID-19.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.
При этом на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ в расходах для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
Учитывая указанное, если дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, то расходы, связанные с ними, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ. В противном случае такие затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Что касается учета расходов на проведение профилактических прививок против COVID-19, подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Так, пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие расходы на проведение профилактических прививок против COVID-19 своим сотрудникам, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований Федерального закона N 52-ФЗ, вправе учесть указанные расходы для целей налогообложения прибыли организаций как другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их соответствия критериям статьи 252 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2021 N 03-03-06/1/73062

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате дохода иностранному акционеру в связи с уменьшением уставного капитала АО.

Ответ:

В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон) указано, что общество вправе, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.
Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абзаца второго пункта 1 части второй статьи 250 Кодекса), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом норм статьи 41 Кодекса доход в виде выплат, производимых акционеру в результате уменьшения уставного капитала российской организации, в части, превышающей его вклад в уставный капитал такой российской организации, признается доходом от источников в Российской Федерации и подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Порядок налогообложения указанных доходов регулируется также с учетом норм соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (в случае наличия), в силу норм статьи 7 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.09.2021 N 03-08-05/72939

Вопрос:

О заполнении экспедитором графы 1а счета-фактуры при оказании услуг по перевозке на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции.

Ответ:

Перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, установлен пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.
На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 169 Кодекса и абзаца первого подпункта "а(1)" пункта 2 Правил при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в графе 1а счета-фактуры "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" следует указывать наименования поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
При этом абзацем четвертым подпункта "а(1)" пункта 2 Правил установлено, что при составлении счета-фактуры экспедитором, приобретающим у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются наименования поставленных (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указываемых в отдельных позициях по каждому продавцу.
Данный порядок составления счетов-фактур в отношении приобретенных экспедитором у одного и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени применяется в случае, если экспедитором, осуществляющим предпринимательскую деятельность на основании договора транспортной экспедиции, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода, полученного в виде вознаграждения при исполнении данного договора.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.09.2021 N 03-07-09/72623скачать dle 12.0