Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 17.09.2021

20-сен, 16:43 Администратор 190

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О квалификации дохода резидента Канады в качестве дохода от авторских прав и лицензий за использование (предоставление) права использования компьютерных программ в целях налогообложения.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.1995 (далее - Соглашение) доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель фактически имеет право на доходы от авторских прав и лицензий, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
При этом пунктом 3 статьи 12 Соглашения установлено, что положения пункта 2 не распространяются на:
(a) доходы от использования авторских прав и другие подобные выплаты, связанные с созданием или воспроизведением любого литературного, драматического, музыкального или другого художественного произведения (исключая такие доходы от создания кинофильмов, работ по созданию фильмов, или видеопленок, или других средств воспроизведения для телевещания);
(b) доходы от авторских прав и лицензий за использование или предоставление права использования компьютерных программ и
(c) если плательщик и фактический получатель таких доходов от авторских прав и лицензий не связаны между собой, доходы за использование или предоставление права использования любого патента или любой информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта (но за исключением любой информации, предоставляемой в соответствии с соглашением об аренде или особых привилегиях), возникающие в одном Договаривающемся Государстве и уплаченные лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, которое является их фактическим получателем, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
Следует отметить, что каждый из вышеуказанных подпунктов "a", "b" и "c" пункта 3 статьи 12 Соглашения является самостоятельным, независимым основанием для освобождения указанных в них видов доходов от налогообложения в государстве-источнике, что подтверждается редакциями текстов Соглашения на английском и французском языках, имеющими одинаковую силу с текстом Соглашения на русском языке.
Таким образом, правомерность применения подпункта "b" пункта 3 статьи 12 Соглашения к доходам налогового резидента Канады определяется соблюдением условия, установленного данным подпунктом, в части соответствия получаемого дохода виду дохода, указанному в данном подпункте, то есть если доход налогового резидента Канады может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий за использование или предоставление права использования компьютерных программ.
Вышеуказанные положения Соглашения применяются при условии представления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-08-05/67799

Вопрос:

Об учете расходов в виде комиссии депозитария, брокера и биржи при реализации (ином выбытии) ценных бумаг в целях налога на прибыль.

Ответ:

Плательщики налога на прибыль организаций перечислены в пункте 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Ими являются организации.
Одновременно сообщается, что особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами определены статьей 280 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 280 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение).
Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 статьи 272 НК РФ по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.
Учитывая указанное, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется при их реализации (погашении) или ином выбытии. Расходы в виде комиссии депозитария, брокера и биржи являются расходами, связанными с приобретением ценных бумаг, и учитываются для целей налогообложения в момент их реализации (погашения) или иного выбытия.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-03-07/67751

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекультивацию земель на промышленно освоенных и введенных в эксплуатацию месторождениях.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются, в частности, расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 Кодекса.
На основании статьи 261 Кодекса к расходам на освоение природных ресурсов относятся исключительно те расходы, которые ограничены геологическим изучением недр, разведкой полезных ископаемых, проведением работ подготовительного характера. Следовательно, к расходам на освоение природных ресурсов относятся те расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, которые понесены в рамках геологического изучения недр, разведки полезных ископаемых, проведения работ подготовительного характера.
Таким образом, расходы по рекультивации земель, которая проведена на промышленно освоенных и введенных в эксплуатацию месторождениях, не отвечают требованиям, предъявляемым к расходам, используемым в статье 261 Кодекса, следовательно, приравниваются для целей налогообложения к материальным расходам на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 254 Кодекса.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67714

Вопрос:

О начислении в целях налога на прибыль амортизации по ОС, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат госрегистрации.

Ответ:

До 01.01.2013 пунктом 11 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) было предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 206-ФЗ), с 01.01.2013 пункт 11 статьи 258 Кодекса утратил силу.
При этом согласно пункту 4 статьи 259 Кодекса (в редакции Закона N 206-ФЗ) с 01.01.2013 начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Указанные выше изменения, внесенные Законом N 206-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2013 и не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.12.2012, исходя из положений статьи 3.1 Закона N 206-ФЗ.
Учитывая изложенное, по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).
Дополнительно отмечается, что глава 25 Кодекса не содержит положений, позволяющих при определении нормы амортизации уменьшить срок полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на срок их фактической эксплуатации, ограниченный месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67713

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной, в том числе в связи с истечением срока исковой давности, ликвидацией юрлица (должника).

Ответ:

Задолженность перед кредитором может быть признана безнадежной по основаниям, перечисленным в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Вышеуказанные основания соотносятся с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) о сроке исковой давности, а также об основаниях прекращения обязательств в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая указанное, безнадежными долгами для целей главы 25 Налогового кодекса признаются, в частности:
долги, по которым истек установленный срок исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса);
долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 Гражданского кодекса);
долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 Гражданского кодекса). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (статья 419 Гражданского кодекса).
Таким образом, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса оснований в отдельности.
В части признания задолженности безнадежной по основанию истечения срока исковой давности сообщается, что порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" части первой Гражданского кодекса.
По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями Гражданского кодекса, списанная задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 Налогового кодекса).
Исчисление срока исковой давности производится налогоплательщиком в соответствии с положениями Гражданского кодекса.
Что касается признания задолженности безнадежной в связи с ликвидацией юридического лица (должника), сообщается, что согласно статье 419 Гражданского кодекса обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
На основании пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Учитывая изложенное, дебиторская задолженность ликвидированного должника может быть признана для целей налогообложения прибыли безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота на дату исключения такой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2021 N 03-03-06/1/66832скачать dle 12.0