Рассылка с сайта consultant.ru: Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) (09.04.2021)

12-апр, 08:33 Администратор 473


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об условиях применения ставки 0% по налогу на прибыль при реализации или ином выбытии долей в уставном капитале или акций иностранных организаций с 01.01.2021.

Ответ:

Согласно пункту 4.1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьями 284.2 и 284.7 НК РФ, если иное не установлено указанным пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.
При этом в силу пункта 2 статьи 284.2 НК РФ с учетом требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ, налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется при условии, что акции (доли) составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.
Положение о распространении применения нулевой ставки налога на прибыль к налоговой базе от реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей или акций иностранных организаций введено в статью 284.2 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в силу пункта 5 статьи 9 названного Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу, то есть с 01.01.2021.
Таким образом, с 01.01.2021 к налоговой базе по налогу на прибыль от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей в уставном капитале или акций иностранных организаций может применяться нулевая ставка налога на прибыль при соблюдении условий, установленных пунктом 4.1 статьи 284 и пунктами 1, 2 статьи 284.2 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.02.2021 N 03-03-06/3/6530

Вопрос:

О возникновении дохода в целях налога на прибыль у владельца инвестиционного пая ПИФа.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд является обособленным имущественным комплексом, состоящим из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд (далее - ПИФ) не является юридическим лицом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 156-ФЗ имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Сделки с имуществом, составляющим ПИФ, совершает управляющая компания от своего имени, указывая, что она действует в качестве доверительного управляющего (статья 11 Закона N 156-ФЗ).
Права владельцев доли общего имущества ПИФа удостоверяются инвестиционным паем, который в соответствии со статьей 14 Закона N 156-ФЗ является именной ценной бумагой.
Управляющая компания ПИФа обязана предоставлять всем заинтересованным лицам по их требованию, в частности, отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего ПИФ, сведения о вознаграждении управляющей компании и расходах, оплаченных за счет имущества, составляющего ПИФ, по состоянию на последнюю отчетную дату (статья 52 Закона N 156-ФЗ).
Таким образом, результатом деятельности управляющей компании ПИФа является прирост (уменьшение) стоимости общего долевого имущества, составляющего ПИФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации) и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ, с учетом положений главы 25 НК РФ.
Учитывая указанное, облагаемые налогом на прибыль доходы возникают у организации - владельца инвестиционного пая в случае получения:
дохода от реализации - при предъявлении инвестиционного пая к погашению;
внереализационного дохода - при получении владельцем пая дохода от доверительного управления имуществом (промежуточные выплаты дохода).
Сам прирост стоимости общего долевого имущества, составляющего ПИФ на момент получения такого прироста управляющей компанией, не учитывается для целей налогообложения прибыли.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.02.2021 N 03-03-06/2/6531

Вопрос:

31 июля 2020 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", на основании которого аккредитованным российским организациям, которые осуществляют деятельности в сфере информационных технологий, предоставляются льготы в виде снижения действующей тарифной ставки страховых взносов, снижения ставки налога на прибыль, освобождения от НДС.
При этом в данном Федеральном законе предусмотрено исключение: предусмотренные льготы не предоставляются организациям, которые передают исключительные права на программы и базы данных для ЭВМ, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Будут ли предоставляться льготы, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ, для организации, аккредитованной в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, при передаче исключительных прав на программное обеспечение, представляющее собой веб-платформу, включающую интернет-магазин, маркетплейс, сервис купонов?
Будут ли предоставляться льготы для организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, которые будут осуществлять обслуживание (по договору оказания услуг, подряда) программ для ЭВМ организаций, которые передают исключительные права на программы и базы данных для ЭВМ, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки? Могут ли применять эти льготы организации, которые предоставляют права для использования другим лицам и оказывают услуги по обслуживанию, адаптации, тестированию переданного ПО, или все организации, которые занимаются обслуживанием, адаптацией и тестированием ПО?

Ответ:

По налогу на добавленную стоимость
Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 265-ФЗ) в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 01.01.2021 освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее - Реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
При этом абзацем вторым данного подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что положения указанного подпункта 26 не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Таким образом, условиями для освобождения от налога на добавленную стоимость операций по передаче прав на программы для ЭВМ и баз данных являются включение таких программ и баз данных в Реестр и соблюдение условий, предусмотренных абзацем вторым подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
По налогу на прибыль организаций
Пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса установлено, что для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются при одновременном выполнении следующих условий:
организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.
Таким образом, с 01.01.2021 российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, вправе применять вышеуказанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций при одновременном выполнении всех трех вышеперечисленных условий.
По страховым взносам
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона N 265-ФЗ) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, с 2021 года установлены следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Кодекса для указанных плательщиков условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
- доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в данном абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период (для применения пониженных тарифов страховых взносов вновь созданными ИТ-организациями), по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период (для применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями, не являющимися вновь созданными);
- среднесписочная численность работников организации за отчетный (расчетный) период составляет не менее семи человек (для применения пониженных тарифов страховых взносов вновь созданными ИТ-организациями) и средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек (для применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями, не являющимися вновь созданными).
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, выполняющая все три вышеперечисленных в пункте 5 статьи 427 Кодекса условия, вправе применять упомянутые пониженные тарифы страховых взносов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2021 N 03-07-11/5613

Вопрос:

О представлении организацией и ее обособленными подразделениями сведений о среднесписочной численности работников с 01.01.2021.

Ответ:

С 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция абзаца шестого пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), введенная Федеральным законом от 28.01.2020 N 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), согласно которой сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ положения абзаца шестого пункта 3 статьи 80 Кодекса (в редакции данного Федерального закона) применяются к правоотношениям, связанным с представлением расчетов по страховым взносам, начиная с расчета по страховым взносам по итогам расчетного периода 2020 года.
Вместе с тем исходя из положений пункта 7 статьи 431 Кодекса расчеты по страховым взносам представляются плательщиками в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Учитывая, что согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в частности, предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения, а также принимая во внимание, что форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@, то по вопросу заполнения плательщиком-организацией, имеющей филиалы и (или) обособленные подразделения, поля "Среднесписочная численность (чел.)" титульного листа расчета по страховым взносам следует обращаться в налоговые органы.
При этом оснований не указывать обособленному подразделению организации в представляемом им самостоятельно в соответствии с пунктом 7 статьи 431 Кодекса в налоговый орган по месту своего нахождения расчете по страховым взносам сведения о среднесписочной численности работников подразделения не имеется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2021 N 03-15-06/5210

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при приобретении российской организацией у иностранной организации - резидента Великобритании недвижимости в РФ.

Ответ:

По вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 147 Кодекса, на основании которых местом реализации недвижимого имущества признается территория Российской Федерации, если такое имущество находится на территории Российской Федерации.
На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом - ее контрагентом зависит от постановки на учет в российском налоговом органе иностранной организации (ее представительства).
Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе по месту нахождения недвижимого имущества, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых иностранной организацией товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией.
По вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций
В связи с тем что статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, при налогообложении доходов иностранной организации следует руководствоваться положениями соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения.
В рассматриваемом случае согласно пункту 1 статьи 13 Конвенции, заключенной между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция) доходы, которые лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает от отчуждения недвижимого имущества, как оно определено в статье 6 Конвенции, и находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
Таким образом, согласно Конвенции право налогообложения данного вида дохода предоставляется Российской Федерации, которое реализуется посредством норм национального законодательства о налогах и сборах.
На основании положений статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом в Российской Федерации.
Пункт 1.1 статьи 309 Кодекса предусматривает обложение доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, у источника выплаты доходов.
На основании положений пункта 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Таким образом, при покупке у иностранной организации, являющейся резидентом Великобритании, недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации, российская организация признается налоговым агентом по доходам, полученным такой иностранной организацией от источников в Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2021 N 03-03-06/1/4843

Вопрос:

О применении специального коэффициента к норме амортизации ОС, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством Российской Федерации в постановлении от 29.12.2018 N 1731.
Положения указанного подпункта применяются до 01.01.2023 в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2018 (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоснабжением является водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Таким образом, положения подпункта 4 пункта 2 статьи 259.3 НК РФ распространяются на амортизируемые основные средства, используемые в сфере водоснабжения и водоотведения, тех организаций, деятельность которых по водоснабжению абонентов и водоотведению сточных вод соответствует положениям Федерального закона N 416-ФЗ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2021 N 03-03-06/1/4705

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде имущества и прав, полученных в качестве вклада в имущество ООО.

Ответ:

Подпунктом 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.
Порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, доходы в виде вышеуказанных имущества и прав, полученных от участника общества с ограниченной ответственностью в качестве вклада в имущество такого общества в соответствии со статьей 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В целях налогообложения прибыли организаций денежные средства, полученные в качестве вклада в имущество хозяйственного общества, и дальнейшее расходование указанных средств следует рассматривать как две самостоятельные хозяйственные операции, имеющие отдельное регулирование соответствующими статьями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
После принятия к учету полученные денежные средства приобретают у организации-получателя статус собственных средств и, следовательно, их расходование в целях налогообложения прибыли организаций также квалифицируется как расходование собственных средств налогоплательщика.
При этом в силу нормы статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2021 N 03-03-06/1/4651

Вопрос:

Об учете в целях налога прибыль доходов, полученных организацией-банкротом при реализации имущества в ходе процедуры банкротства.

Ответ:

До момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации организации-банкрота такая организация признается действующей и на нее распространяются все положения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), применяемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250 НК РФ.
При этом доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Статьей 249 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Порядок признания доходов при методе начисления установлен статьей 271 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 данной статьи.
При этом на основании пункта 3 статьи 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Учитывая указанное, доходы, полученные организацией-банкротом при реализации имущества, признаются доходами от реализации и подлежат учету в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль на дату реализации такого имущества.
Одновременно обращается внимание, что согласно статье 2 НК РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов регулируются законодательством о налогах и сборах. При этом в силу статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и не регулирует порядок уплаты налога на прибыль организаций.
Кроме того, согласно статье 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
В силу указанного налог на прибыль организаций при реализации организацией-банкротом имущества в ходе процедур банкротства уплачивается в общеустановленном положениями главы 25 НК РФ порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2021 N 03-03-06/1/4617

Вопрос:

О требовании по ведению участниками РИП раздельного учета доходов (расходов) в целях применения пониженных ставок налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1.5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для организаций - участников региональных инвестиционных проектов (далее - РИП) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3 НК РФ.
В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 284 главы 25 НК РФ для участников РИП законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 НК РФ.
Пониженные ставки налога на прибыль применяются в зависимости от способа определения налоговой базы по налогу на прибыль либо ко всей налоговой базе при соблюдении 90-процентного значения доли доходов, либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности (пункт 1 статьи 284.3 НК РФ).
Выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока действия статуса участника РИП.
При этом участники РИП исчисляют налог на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 НК РФ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 288.2 НК РФ).
Учитывая изложенное, положениями НК РФ в целях применения участниками РИП пониженных ставок налога на прибыль организаций установлено требование по ведению раздельного учета доходов (расходов).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2021 N 03-03-06/1/3839

Вопрос:

О применении ККТ при привлечении застройщиком денежных средств граждан на основании договора участия в долевом строительстве.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ объект долевого строительства - это жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
С учетом изложенного привлечение застройщиком денежных средств граждан для строительства на основании договора участия в долевом строительстве не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.03.2021 N 03-01-15/20855скачать dle 12.0