Рассылка с сайта consultant.ru: Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

09-мар, 10:37 Администратор 511


Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

АО после 01.01.2019 отгрузило продукцию с учетом НДС по ставке 20 процентов и зачло аванс, полученный до 01.01.2019, по ставке 18/118 процентов. В результате зачета образовалась дебиторская задолженность за поставленную продукцию с применением ставки НДС 20 процентов.
Письмо ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ (далее - Письмо) не предусматривает доплату налога с формулировкой "НДС не облагается" после отгрузки товаров. Такая доплата налога, согласно п. 1.1 Письма, возможна до отгрузки товара.
С учетом вышеизложенного и применительно к данной ситуации:
1) после отгрузки продукции с применением ставки НДС 20 процентов правомерно ли указывать в расчетно-платежных документах "доплата суммы налога (НДС) "НДС не облагается";
2) следует ли после отгрузки и получения указанной доплаты налога выставлять корректировочный счет-фактуру к счету-фактуре, составленному ранее с применением ставки в размере 18/118, как того требует п. 1.1 Письма для случая получения доплаты налога до отгрузки товаров?

Ответ:

Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость установлена в размере 20 процентов.
Пунктом 4 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.
В связи с этим на основании пункта 4 статьи 164 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, налог на добавленную стоимость в отношении полученной до 1 января 2019 года оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, осуществляемых после 1 января 2019 года, исчислялся по налоговой ставке в размере 18/118 процентов. При этом согласно пункту 3 статьи 164 Кодекса при отгрузке (выполнении, оказании), передаче с 1 января 2019 года товаров (работ, услуг), имущественных прав в счет указанной оплаты (частичной оплаты) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 20 процентов.
В случае если в счет предварительной оплаты, при получении которой в 2018 году продавцом товаров налог на добавленную стоимость был исчислен по налоговой ставке в размере 18/118 процентов, отгрузка товаров произведена после 1 января 2019 года с применением налоговой ставки 20 процентов и при этом доплата, соответствующая сумме налога на добавленную стоимость в размере 2 процентных пунктов, перечислена покупателем после указанной отгрузки, то такую сумму доплаты следует рассматривать в качестве оплаты налога, предъявленного продавцом при отгрузке этих товаров. В связи с этим при получении указанной доплаты корректировочный счет-фактура продавцом не составляется и покупателю не выставляется.
Что касается расчетно-платежных документов, составляемых покупателем при перечислении вышеуказанной доплаты, соответствующей сумме налога на добавленную стоимость в размере 2 процентных пунктов, то согласно пункту 4 статьи 168 в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, соответствующая сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой. Принимая во внимание, что данные нормы применяются в случае оплаты товаров (работ, услуг), приобретаемых с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом этих товаров (работ, услуг), в расчетно-платежных документах на перечисление указанной доплаты сумма налога отдельной строкой не выделяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2020 N 03-07-09/114886

Вопрос:

Об определении понятия первоначального взноса участника хозяйственного общества в целях применения НДС при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества.

Ответ:

На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, при определении понятия "первоначальный взнос участника хозяйственного общества" для целей статей 39 и 146 Кодекса следует руководствоваться нормами гражданского законодательства, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2020 N 03-07-11/114877

Вопрос:

О восстановлении сумм НДС, принятых к вычету по приобретенным или построенным до 2006 г. объектам недвижимости, с момента ввода которых в эксплуатацию у налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Ответ:

В настоящее время порядок восстановления принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), применяется на основании статьи 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившей в силу с 1 января 2015 года согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, установленный пунктами 3 - 5 данной статьи Кодекса, предусматривает обязанность налогоплательщика по восстановлению принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным или построенным объектам недвижимости, в дальнейшем используемым им для осуществления операций, не облагаемых данным налогом, в течение десяти лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса. Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за соответствующий календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данных объектов не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.
Данный порядок восстановления налога на добавленную стоимость с учетом установленного механизма его реализации (расчета доли, исходя из которой определяется сумма налога, подлежащая восстановлению) применяется в случае, если налогоплательщик меняет назначение эксплуатируемых объектов недвижимости и данные объекты начинают использоваться им в дальнейшей деятельности для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.
Что касается положения пункта 3 статьи 171.1 Кодекса, согласно которому восстановлению не подлежат суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по объектам недвижимости, с момента ввода которых в эксплуатацию у налогоплательщика прошло не менее 15 лет, то данное положение также применяется в отношении эксплуатируемых налогоплательщиком объектов недвижимости, в дальнейшем используемых в деятельности по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.
Таким образом, при осуществлении налогоплательщиком не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций по реализации (передаче) объектов недвижимости, а также операций по передаче объектов недвижимости в качестве взноса в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, передаче недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", положения статьи 171.1 Кодекса не применяются.
Также отмечается, что в период с 1 января 2006 года до 1 января 2015 года аналогичный порядок применения налога на добавленную стоимость предусматривался положениями абзацев 4 - 9 пункта 6 статьи 171 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года.
Принимая во внимание, что на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" указанные абзацы пункта 6 статьи 171 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, вступали в силу с 1 января 2006 года, вышеуказанный порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость по объектам недвижимости (за исключением отдельных видов объектов недвижимости), предусмотренный в настоящее время статьей 171.1 Кодекса, применяется в отношении объектов недвижимости, по которым начисление амортизации в соответствии со статьей 259 Кодекса производится начиная с 1 января 2006 года.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2020 N 03-07-10/114866

Вопрос:

Об НДС при реализации товаров по договору комиссии.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 20 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, комитенты (принципалы), реализующие товары (работы, услуги), имущественные права по договору комиссии (агентскому договору), предусматривающему продажу товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру (агенту) счета-фактуры (в том числе корректировочные), в которых отражены показатели счетов-фактур (в том числе корректировочных), выставленных комиссионером (агентом) покупателю.
Учитывая изложенное, при реализации товаров по договору комиссии налоговой базой по налогу на добавленную стоимость у комитента признается стоимость товаров, по которой они реализуются комиссионером покупателю.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2020 N 03-07-14/114700

Вопрос:

Об НДС при безвозмездной передаче организацией подарочных сертификатов, ранее приобретенных у выпустившего их лица.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом в целях применения налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).
Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотрен пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.
Поскольку операции по безвозмездной передаче подарочного сертификата, являющегося документом, удостоверяющим право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы, услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата, в указанных перечнях не поименованы, организации, осуществляющей безвозмездную передачу третьим лицам подарочных сертификатов, ранее приобретенных у лица, выпустившего данные сертификаты, следует исчислять налог на добавленную стоимость при такой передаче.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2020 N 03-07-11/114871

Вопрос:

Основным видом экономической деятельности ООО являются услуги по установке, адаптации, тестированию и сопровождению Электронного периодического справочника - информационного продукта вычислительной техники (далее - ЭПС), содержащего информацию о текущем состоянии законодательства Российской Федерации, что соответствует Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) - 63.11.1 "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов". Указанная деятельность ведется организацией на основании лицензионного договора с единственным правообладателем и разработчиком ЭПС на территории Российской Федерации.
Оказание услуг по установке, адаптации и тестированию производится нашей организацией путем самостоятельного изготовления экземпляров текущих ежедневных или еженедельных версий ЭПС и (или) комплектов частей (разделов, информационных блоков) Справочника, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в соответствии с договорами, заключаемыми с заказчиками услуг. При этом наполнение разделов и информационных блоков является для каждого заказчика индивидуальным, и, соответственно, на основании заключенного договора производятся изготовление, установка, адаптация, тестирование и дальнейшее сопровождение ЭПС у каждого заказчика услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносящим с 2021 г. изменения в ст. 427 НК РФ, в пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и которые оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных:
- на обязательное пенсионное страхование с 2021 г. - 6,0 процента;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2021 г. - 1,5 процента;
- на обязательное медицинское страхование с 2021 г. - 0,1 процента.
Кроме того, в соответствии с п. 1.15 ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для указанных организаций устанавливается в размере 0 процентов.
Доля доходов ООО от оказания услуг по установке, адаптации и сопровождению ЭПС в 2020 г., а также за 2019 г. составляет 99,9% в общем объеме реализации. При этом ЭПС не распространяет рекламную информацию и не размещает в себе предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), не осуществляет поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах), как указано в Федеральном законе от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ". Средняя численность работников в соответствии с абз. 9 п. 5 ст. 427 НК РФ за указанные выше периоды превышает 7 человек. Также в соответствии с абз. 7 п. 5 ст. 427 НК РФ обществом получен документ о государственной аккредитации организации как осуществляющей деятельность в области информационных технологий; соблюдая все перечисленные требования НК РФ, ООО применяет действующие в текущем году пониженные тарифы страховых взносов.
Правомерно ли дальнейшее применение вступающих в силу в 2021 г. изменяющихся пониженных тарифов страховых взносов и нулевой ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ при соблюдении требований абз. 7, 8, 9 п. 5 ст. 427 НК РФ в аспекте дальнейшего оказания услуг по установке, адаптации и сопровождению ЭПС с учетом наличия средней численности персонала более 7 человек, сохранения доли доходов от оказания указанных услуг не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации и дальнейшего действия документа о государственной аккредитации организации как осуществляющей деятельность в области информационных технологий?

Ответ:

Страховые взносы
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 265-ФЗ), вступающей в силу с 01.01.2021, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, с 2021 года устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 265-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2021) для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
- доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, базы данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, баз данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.
Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, которая, как указано в запросе, перешла на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса (до 01.01.2021 - 14%), в 2020 г., продолжает применять пониженные тарифы страховых взносов в 2021 г., если по итогам отчетных (расчетного) периодов 2021 г. выполняет вышеупомянутые условия о доле доходов и средней численности работников и не лишена государственной аккредитации.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 265-ФЗ) с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий организация вправе учитывать следующие доходы:
- доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам в том случае, если программы для ЭВМ, базы данных разработаны этой организацией (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки);
- доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также доходы от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), в том числе несобственной разработки;
- доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, разработанных данной организацией либо ею адаптированных или модифицированных, что должно быть документально подтверждено.
Налог на прибыль организаций
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса в редакции Федерального закона N 265-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2021, установлено, что для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются при одновременном выполнении трех условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса в редакции Федерального закона N 265-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2021.
При этом одним из таких условий является то, что от всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, 90 процентов и более должны составлять в совокупности следующие доходы:
- доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам при условии, что такие программы для ЭВМ, базы данных разработаны данной организацией (при этом из этих доходов исключаются доходы от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки);
- доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также доходы от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) независимо от того, кто является их разработчиком: данная организация или иное лицо;
- доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, разработанных данной организацией, либо ею адаптированных или модифицированных.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2020 N 03-15-06/114556

Вопрос:

О налоге на прибыль при частичном погашении ипотечных сертификатов участия.

Ответ:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон N 152-ФЗ) ипотечный сертификат участия - это именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Каждый ипотечный сертификат участия удостоверяет одинаковый объем прав, в том числе одинаковую долю в праве общей собственности на ипотечное покрытие. Ипотечный сертификат участия не является эмиссионной ценной бумагой. Права, удостоверенные ипотечным сертификатом участия, фиксируются в бездокументарной форме. Ипотечный сертификат участия не имеет номинальной стоимости (статья 20 Закона N 152-ФЗ).
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Пунктом 3 статьи 280 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Учитывая указанное, налоговая база по операциям с ценными бумагами (в том числе по ипотечным сертификатам участия) определяется при их реализации (погашении) или ином выбытии. Поскольку при получении от управляющего ипотечным покрытием части основного долга по ипотечному сертификату участия происходит его частичное погашение, то у организации возникает налоговая база по операциям с ценными бумагами. При этом доходы формируются исходя из частично погашаемой управляющим ипотечным покрытием стоимости ипотечного сертификата участия, а расходы - исходя из части цены приобретения ипотечного сертификата участия, определяемой в доле, соответствующей доле погашаемой стоимости ипотечного сертификата участия в его стоимости.
Доходы (расходы) налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия (в том числе от погашения или частичного погашения номинальной стоимости) ценных бумаг признаются для целей налогообложения прибыли организаций на дату реализации или иного выбытия (частичного погашения номинальной стоимости) ценной бумаги (пункт 3 статьи 271 и подпункт 7 пункта 7 статьи 272 НК РФ).
Доходы (расходы) от реализации (иного выбытия, в том числе от погашения) ипотечных сертификатов участия учитываются в общей налоговой базе с применением ставки налога на прибыль в размере 20 процентов.
При этом на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 284 НК РФ налоговая ставка, установленная указанным подпунктом, применяется также к налоговой базе в виде доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.
Таким образом, в отношении налогообложения промежуточного дохода приобретателей ипотечных сертификатов участия - учредителей доверительного управления ипотечным покрытием ипотечных сертификатов участия, который является процентным, применяется ставка налога на прибыль в размере 15 процентов.
При этом в силу статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2020 N 03-03-06/2/114217

Вопрос:

Об НДС при реализации жилых домов.

Ответ:

Согласно подпункту 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При этом на основании пункта 1 статьи 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната, определения понятий которых содержатся в пунктах 2 - 4 данной статьи Жилищного кодекса.
Таким образом, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется при осуществлении операций по реализации жилых домов, пригодных для постоянного проживания граждан.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2020 N 03-07-11/114136

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных на погашение кредиторской задолженности по заемным средствам.

Ответ:

Порядок учета субсидий для целей налога на прибыль организаций, получаемых коммерческими организациями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в зависимости от целей их предоставления.
Согласно пункту 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов по мере осуществления затрат, произведенных за счет этих субсидий.
Если субсидии получены на возмещение расходов, не учитываемых для целей налога на прибыль организаций, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанные субсидии также не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение заимствований.
Таким образом, субсидии, полученные на погашение кредиторской задолженности по заемным средствам, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Что касается применения нормы подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то положения указанной нормы НК РФ не подлежат применению в отношении средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Положения данной нормы применяются только в отношении доходов в виде имущества, имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно от организаций и физических лиц, определенных этой нормой НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113130

Вопрос:

Организация в конце 2019 г. (в периоде применения УСН) реализовала принадлежащую ей долю в уставном капитале другого ООО. Оплата за реализованную долю в 2019 г. не поступила, и, соответственно, доходы (расходы) в связи реализацией рассматриваемой доли в доходах (расходах) при применении УСН организацией не отражались.
С 2020 г. организация перешла на применение ОСН с уплатой налога на прибыль по методу начисления.
Вправе ли организация, руководствуясь пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, а также позицией, изложенной в Письме Минфина России от 20.12.2019 N 03-03-06/1/99965, отразить в составе доходов (расходов) в целях налога на прибыль в 2020 г. доходы в виде выручки от продажи доли в уставном капитале ООО (расходы на приобретение указанной доли), не учтенные в период применения УСН?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.
Указанные доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.
В отношении расходов на приобретение указанных долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Таким образом, доходы в виде выручки от продажи долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (расходы на приобретение указанных долей), не учтенные в период применения упрощенной системы налогообложения, при переходе организации на общий режим налогообложения с использованием метода начисления отражаются в составе доходов (расходов) того отчетного (налогового) периода, в котором был осуществлен такой переход.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113072скачать dle 12.0