Бухгалтерский учет в НКО, подготовка отчетности
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В НКО
Александра Гурьева,
АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ, ФИНАНСИСТОВ И АУДИТОРОВ
ACFA
Содержание:
1.Актуальные вопросы бухгалтерского учета некоммерческой организации:4
Особенности организации бухгалтерского учета в НКО
Бухгалтерский учет целевых средств
Уточнение порядка расходов на МПЗ, НИОКР, НМА и основные средства в организациях, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета
2. Отчетность некоммерческой организации:
бухгалтерская отчетность с учетом специфики НКО;
обзор типовых ошибок при подготовке, представлении, подписании бухгалтерской отчетности;
возможности сдачи отчетности в электронном формате.
3. Новое в налогообложении и налоговой отчетности (с участием представителей ИФНС № 5 по РС(Я)):
Доходы, не подлежащие налогообложению;
Особенности исчисления НДС некоммерческими организациями;
Особенности учета налога на доходы физических лиц некоммерческими организациями.
Нормативная база бухгалтерского учета
- Конституция РФ
-Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
-Федеральные законы
-Федеральные стандарты
-Отраслевые стандарты
-Рекомендации в области бухгалтерского учета
-Стандарты экономического субъекта.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
402-ФЗ: Бухгалтерский учет должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 6).
Организовать ведение бухгалтерского учета и хранение документов по учету должен руководитель (ст. 7).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НКО
Согласно п.4 ст.6:Некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Исключение:
-некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн. руб.,
- коллегии адвокатов, адвокатских бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативовы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, политические партии, саморегулируемые организации,
некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Социально ориентированные НКО вправе
признавать выручку в бухгалтерском учете кассовым методом. Имейте в виду, что в этом случае бухгалтерские расходы также признаются только после погашения задолженности;
осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений без определения их текущей рыночной стоимости;
отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективным методом;
признавать все расходы по займам прочими расходами;
исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения годовой отчетности без ретроспективного пересчета.
ПБУ, не содержащие ограничений применения для организации бухгалтерского учета НКО
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н
2. ПБУ 1/2008 Учетная политика организации», Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
3. ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н
4. ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации, Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н
5. ПБУ 9/99 Доходы организации, Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
6. ПБУ 10/99 Расходы организации, Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
7. ПБУ 15/2008, Учет расходов по займам и кредитам, Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н
8. ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений, Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н
9. ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений, Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
10. ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности, Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н
11. ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов, Приказ Минфина России от 06.10.2011 N 125н
12. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160
? ПБУ, содержащие возможность применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета
ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 16.05.2016 № 64н
1. ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н
2. ПБУ 6/01Учет основных средств, Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н
3. ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н
4. ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, Приказ Минфина России от 27.11.2007 № 153н
ПБУ, содержащие возможность отказа от применения для организации бухгалтерского учета в НКО
1.ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда, Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н2.ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н3.ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций, Приказ Минфина России от 19.11.2002 N114н ПБУ, которые могут применяться для учета исключительно в коммерческих организациях / для предпринимательской деятельности
1. ПБУ 7/98 События после отчетной даты, Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н
2. ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах, Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н
3. ПБУ 12/2010 Информация по сегментам, Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н
4. ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи, Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н
5. ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности, Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н
6. ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н
7. ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности, Приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н
8. ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств, Приказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н
Организации, которые ведут бухучет в упрощенном порядке, вправе:
– списывать расходы на МПЗ, НИОКР, НМА и основные средства для управленческих нужд как расходы по обычным видам деятельности по мере их возникновения;
– начислять годовую сумму амортизации по основным средствам единовременно по состоянию на 31 декабря или с иной удобной периодичностью;
– начислять амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю единовременно в размере их первоначальной стоимости на дату принятия к учету.
Изменение вступает в силу с 20 июня 2016 года
Бухгалтерский учет
1. Операции по уставной и коммерческой деятельности НКО учитывают отдельно
2. По основным средствам НКО начисляют не амортизацию, а износ
3. Прибыль от коммерческой деятельности в НКО не распределяют
4. Целевые средства в НКО ведут методом начисления
Уровни субсчетов к счету 86:
Первый: по видам финансирования (доходная часть сметы, например пожертвования, вступительные членские взносы, регулярные членские взносы);
Второй: по источникам финансирования (доходная часть сметы, указываются жертвователи, члены НКО и пр.);
Третий: по видам целевых проектов и программ (расходная часть сметы);
Четвертый: по статьям расходов:
1 - заработная плата и социальные отчисления,
2 - аренда помещения для проведения целевого мероприятия,
3 - транспортные расходы,
4 - покупка оборудования по целевому проекту,
5 - ремонт оборудования целевого проекта,
6 - административные расходы и пр.
Особенности аналитического учета по сч.86:
Аналитика по видам и источникам финансирования может вестись на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Также возможно дублирование части информации на счетах 76 и 86.
В случае, когда аналитика по видам программ и статьям расходов отражена на счете 20, на счете 86 ее можно не вести либо дублировать.
Выбранные варианты учета необходимо закрепить в учетной политике НКО.
Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:
целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
ОТРАЖЕНИЕ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Необходимо точно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете.
Например, при определении, какую часть целевых расходов могут составлять общехозяйственные расходы:
Средства целевого финансирования направляются на обеспечение отдельных программ, при этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы
Либо
Целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, могут финансироваться только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов.
Учет доходов и расходов НКО при УСН
1. Целевые поступления и целевое финансирование по уставной деятельности НКО в доходы при УСН не включают (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.16 и подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ).
2. Учет целевых средств ведется отдельно от предпринимательских доходов (подп. 1 п. 1.1 и п. 2 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
3. Целевые средства не включают в расчет лимита доходов по УСН (письмо Минфина России от 13.01.2005 № 03-03-02-04/1-6).
4. Расходы, оплаченные за счет целевых средств, списать при УСН нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Учет грантов
Характерные признаки понятия "грант":
- это безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме;
- предоставляется преимущественно на основании конкурса;
- выделяется организациям, инициативным группам или отдельным лицам на реализацию конкретных проектов (программ).
Признаки гранта:
безвозмездность;
целевой характер;
общественная полезность.
Учет грантов
Гранты должны быть получены:
от российских физических лиц;
некоммерческих организаций;
иностранных и международных организаций,
указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 «О перечне международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».
Документы, свидетельствующие о получении гранта
Договор
Платежные поручения
Выписки с расчетного счета банка
Приходные кассовые ордера.
Обязательным условием грантодателя является представление грантополучателем Отчета о целевом использовании гранта.
Нельзя учесть по налогу на прибыль как целевое поступление
! Имущество, полученное от коммерческих организаций и иностранных граждан, не является грантом и облагается налогом на прибыль.
Грант, не удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в части 14 п.1 ст. 251 НК РФ и его нельзя отнести к иным видам целевого финансирования или целевых поступлений, учитывается при расчете налога на прибыль как безвозмездно полученное имущество (денежные средства), т.е. облагается налогом на прибыль.
УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
-имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.Подтверждением тому могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация
-имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением тому могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Средства бюджета:
Целевые поступления или доходы от предпринимательской деятельности?
Если поступления из бюджета выделены на осуществление уставной деятельности НКО и соответствуют определениям бюджетных ассигнований и субсидий, указанных в статьях 69 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ, то поступления из бюджета – целевые поступления (ч.3 п.1 ст.251 НК РФ)
Если средства получены в соответствии с договором возмездного оказания услуг в результате проведения тендера, то поступления из бюджета – доходы от реализации работ (услуг)
Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств влечет их изъятие в бесспорном порядке. Кроме того, ст. 15.14 КоАП РФ устанавливает за данное правонарушение штрафы:
на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Бухгалтерский учет бюджетного финансирования
Если по состоянию на какую-либо дату имеется извещение финансирующего органа о суммах выделенных ассигнований и смета расходов, под которые эти ассигнования выделяются:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Кредит 86 "Целевое финансирование" - на сумму бюджетных средств, причитающихся к получению
Пример 1
На валютный счет российского фонда от зарубежного фонда, который входит в специальный Перечень, поступили средства целевого финансирования в виде гранта.
Сумма гранта - 10 000 евро, средства израсходованы в следующем отчетном периоде. Курс евро, установленный ЦБ РФ на дату зачисления валюты на счет в банке, - 71,0 руб/евро, на последнюю дату отчетного периода - 72,0 руб/евро.
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т 52 К-т 76 - 710 000 руб. (10 000 евро x 71,0 руб.) - отражено поступление средств целевого финансирования в виде гранта;
Д-т 76 К-т 86 - 710 000 руб. - сумма гранта отражена в составе средств целевого финансирования;
Д-т 52 К-т 91/1 - 10 000 руб. (10 000 евро x (72,0 руб. - 71,0 руб.)) - положительная курсовая разница по валютному счету отнесена на финансовые результаты;
Д-т 91/9 К-т 99 - 10 000 руб. - отражено списание сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период (без учета других операций);
Д-т 99 К-т 68 - 2000 руб. (10 000 руб. x 20%) - начислен налог на прибыль;
Д-т 68 К-т 51 - 2000 руб. - налог на прибыль перечислен в бюджет.
Пример 2
Благотворительный фонд реализует целевой проект, направленный на оказание содействия детским домам, «Помогите детям!». На финансирование расходов фонд получает пожертвования от российской коммерческой организации ОАО «Завод Сельмаш» и иностранного фонда Country
Пример 2. Смета поступлений и расходов по целевому проекту «Помогите детям»
Пример 2. Бухгалтерские проводки
Д-т счета 51 – К-т счета 76/ОАО «Завод Сельмаш» – 593 000 руб. – получены пожертвования от ОАО «Завод Сельмаш»;
Д-т счет 76/ОАО «Завод Сельмаш» К-т счет 86/Пожертвования/ Проект «Помогите детям!» – 593 000 руб. – пожертвования зачтены в счет целевого финансирования по проекту «Помогите детям!»;
Д-т счета 51 - К-т счета 76/Фонд Country– 837 000 руб. – получены пожертвования от фонда Country;
Д-т счета 76/Фонд Country – К-т счета 86/ Пожертвования/ Проект «Помогите детям!» – 837 000 руб. – пожертвования зачтены в счет целевого финансирования по проекту «Помогите детям!»;
Д-т счета 60 – К-т счета 51– 500 000 руб. – оплачены ремонтные работы;
Д-т счета 20/Расходы по уставной деятельности/Проект «Помогите
детям!»/статья расходов 1 – К-т счета 60 – 500 000 руб. – отражены расходы на ремонтные работы;
Д-т счета 86/Пожертвования/ Проект «Помогите детям!» – К-т счета 20/Расходы по уставной деятельности/Проект «Помогите детям!»/статья расходов 1 – 500 000 руб. – отнесены за счет средств целевого финансирования расходы на ремонтные работы.
Пример 3
Некоммерческая организация покупает за счет средств целевого финансирования офисную оргтехнику для использования исключительно в уставных целях.
Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - К 51 "Расчетные счета" перечислена предоплата торговой организации;
Д 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение основных средств" - К 60 - отражена стоимость объекта ОС в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - К 60 - отражен НДС, предъявленный продавцом;
Д 08-4 - К 19 - отражен НДС в составе вложений во внеоборотные активы;
Д 01 "Основные средства" - К 08-4 - введен в эксплуатацию объект ОС;
Д 86 "Целевое финансирование" <1> - К 83 "Добавочный капитал" <2> -. - отражено использование средств целевого финансирования;
Д 010 - начислен износ по приобретенному объекту ОС.
--------------------------------
<1> Учет расходов целевых средств можно вести по дебету счета 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" в соответствии с учетной политикой организации.
<2> Данная проводка рекомендована Письмом Минфина России от 31 июля 2003 г. N 16-00-14/243.
Пример 4
Общественная организация получила томограф в виде пожертвования. Рыночная стоимость объекта – 80 000 руб.
Д-т счета 08 – К-т счета 86 – 80 000 руб. – отражено безвозмездное получение томографа;
Д-т счета 01 – К-т счета 08 – 80 000 руб. – введен в эксплуатацию томограф;
Д-т счета 86 – К-т счета 83 – 80 000 руб. – отражено использование средств целевого финансирования.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из:
бухгалтерского баланса,
отчета о целевом использовании средств
и приложений к ним (Отчет о финансовых результатах)
:
Вместо ф.2 «Отчет о финансовых результатах» -«Информация об отдельных доходах и расходах»
Обязательно для составления, когда:
в отчетном году эта некоммерческая организация признала (получила) доход от приносящей доход деятельности;
показатель признанного (полученного) некоммерческой организацией дохода существенен;
раскрытие данных о прибыли (убытках) организации от приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
ИНФОРМАЦИЯ МИНФИНА РОССИИ от 24.12.2015 № ПЗ-1/2015
Вместо ф.3 «Отчет отчета об изменениях капитала» - Информация о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации
некоммерческие организации не обязаны в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.
(Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ)
Ф.4 «Отчет о движении денежных средств» составляется, когда:
- составление и (или) представление, и (или) публикация отчета о движении денежных средств предусмотрены законодательством Российской Федерации;
-когда организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета. Информация о движении денежных средств раскрывается с учетом особенностей классификации денежных потоков некоммерческой организацией применительно к правилам, установленным
ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом МФ РФ от 02.02.2011 года № 11н,
Приказом МФ РФ от 02.07.2010 года № 66н (приложение № 2).
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОЯСНЕНИЙ К ГОДОВОМУ ОТЧЕТУ
Пояснения - обязательная часть годового отчета, Письмо Минфина и ФНС России от 20.06.2013 № ЕД-4-3/11174@
Пояснения к годовому отчету - отдельный документ, который содержит дополнительную информацию, не указанную в других формах отчетности (например, расшифровку отдельных статей годового баланса или отчета о целевом использовании полученных средств).
Обязательные разделы пояснений НКО:
виды деятельности НКО;
среднегодовая численность работающих за отчетный период (или численность работающих на отчетную дату);
состав (по фамилиям и должностям) членов исполнительных и контрольных органов организации;
сведения о доходах и расходах НКО по предпринимательской деятельности (объемы продаж, состав затрат, состав резервов, внереализационные доходы и расходы);
сведения о целевых средствах, источниках их поступления и траты;
источники и договоры, по которым НКО получает от контрагентов неденежные средства.
(ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»)
Обязательные разделы пояснений НКО:
Дополнительные данные:
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов,
основных средств (включая арендованные),
финансовых вложений,
дебиторской задолженности,
кредиторской задолженности,
оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов,
о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей,
о событиях после отчетной даты,
о прекращенных операциях,
о связанных сторонах,
о государственной помощи.
(Исходя из приказа МФ РФ от 02.07.2010 г № 66н и ПБУ 4/99
Форма представления пояснений
в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно, с учетом Примера оформления пояснений, приведенного в Приложении 3 к приказу № 66н.
Обязательно оформляется в табличной форме:
«Наличие и движение основных средств»
«Иное использование основных средств» (для потребительских кооперативов)
(ИНФОРМАЦИЯ МИНФИНА РОССИИ от 24.12.2015 № ПЗ-1/2015)
- Отчеты, обязательные для составления отдельными НКО:
-«О формировании и использовании целевого капитала» (по каждому целевому капиталу)– для организаций, формирующих целевые капиталы (ОО и фонды);-«О формировании и использовании фонда капитального ремонта» – для фондов капитального ремонта многоквартирных домов(ИНФОРМАЦИЯ МИНФИНА РОССИИ от 24.12.2015 № ПЗ-1/2015)
Ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
Ошибкой признают неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухучете и отчетности. Так же оценивают ситуацию, когда операции вовсе не были зафиксированы в учете (п.2 ПБУ 22/2010)
НО: неточности и пропуски при отражении хозяйственных операций, выявленные при получении новой информации, ошибкой не являются.
Например, если контрагент известит вас о том, что ранее предоставил вам первичные документы с неверными данными, а операцию вы уже отразили в учете, ошибкой это не признают.
Причины возникновения ошибок
неправильно применяют законодательство о бухучете;
неверно используют учетную политику;
допускают неточности в вычислениях;
неправильно классифицируют и оценивают факты хозяйственной деятельности;
должностные лица совершают недобросовестные действия.
(п.2 ПБУ 22/2010)
Виды ошибок
Существенные
Несущественные
Предельных значений для определения уровня существенности в законодательстве не предусмотрено.
При определении уровня существенности нужно исходить как из величины, так и из характера той или иной статьи или их группы в бухгалтерской отчетности.
Пороги существенности ошибки следует прописать в Учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 3 ПБУ 22/2010).
Пример определения уровня существенности в Учетной политике
«Существенной признается ошибка, отношение суммы которой к валюте баланса за отчетный год составляет не менее 5 процентов».
Исправление ошибок
Исправления в бухучет вносятся на основании:
первичных документов
бухгалтерских справок, в которых следует указать обоснование исправлений.
(Часть 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете»)
Ошибки текущего периода
Исправления в бухучет вносятся в том месяце, когда обнаружена ошибка.
При формировании отчетности учитывается уже исправленные показатели.
(Пункт 5 ПБУ 22/2010)
Ошибка прошлого периода обнаружена до подписания отчетности
В этом случае существенность ошибки значения не имеет - Исправления делаются декабрем прошлого года, отчетность сформируйте заново (п.6 ПБУ 22/2010)
Существенная ошибка прошлого периода обнаружена после подписания отчетности
Если отчеты еще не представлены внешним пользователям - необходимые корректировки делаются декабрем прошлого года, отчетность переделывается и повторно заверяется у руководителя
Если отчетность представлена внешним пользователям, но не утверждена – то же и представляется внешним пользователям еще раз
(п.8 ПБУ 22/2010)
Отчетность, содержащая существенную ошибку, представлена внешним пользователям и утверждена
Исправления вносятся в том периоде, когда нашли ошибку;
Отчетность за период, в котором допустили ошибку, не уточняется;
Все изменения, связанные с прошлыми периодами, отражаются в отчетности текущего;
В пояснениях к годовой отчетности текущего периода указываются характер исправленной ошибки, а также суммы корректировок по каждой статье.
(п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и п. 10 и 15 ПБУ 22/2010)
Несущественная ошибка прошлых лет обнаружена в текущем году
Корректировки делаются в том периоде, в котором ошибку выявили.
Подавать сведения об исправлениях несущественных ошибок прошлых периодов в текущей отчетности не нужно.
Вносить изменения в сданную отчетность не нужно
(п. 14 ПБУ 22/2010)
Типовые ошибки при представлении отчетности
1.Несоблюдение сроков сдачи годовой отчетности (не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ)2.Несоответствие числовых данных (в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков)3.Показатели бухгалтерской отчетности, имеющие отрицательное значение (например, сумму непокрытого убытка), не указаны в круглых скобках. Типовые ошибки при подписании отчетности
Отчетность подписана ненадлежащим лицом
Вместо подписи проставлено факсимиле руководителя
Бухгалтерская отчетность считается составленной после того, как ее на бумаге подписал руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Если бухучет ведет специализированная организация, то бухгалтерскую отчетность должны подписать руководители обеих организаций, то есть и той, которая оказывает услуги по ведению бухучета (п. 17 ПБУ 4/99).
Типовые ошибки при утверждении отчетности
Годовая отчетность не утверждена Высшим органом организации (Общим собранием, Наблюдательным советом и т.п.)
Утверждение отчетности не оформлено Протоколом Высшего органа организации
(ч. 9 ст. 13 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Типовые ошибки при публикации отчетности НКО
Отчет о деятельности НКО не опубликован на портале Минюста РФ
Некоммерческие организации, включая имеющие право сдавать отчетность в упрощенной форме, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет (с ноября 2010 года на портале Минюста http://unro.minjust.ru) или предоставлять в СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в Минюст в соответствии с п.3.2. статьи 32 ФЗ «Об НКО»
Отчетность в Минюст РФ подается по упрощенной форме в виде заявления, когда:
учредителями (участниками, членами) НКО не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
в НКО не было за прошедший год поступлений имущества и (или) денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства,
годовой оборот денежных средств или иного имущества не превысил 3-х миллионов рублей
Обязаны публиковать отчеты следующие НКО:
Все общественные объединения (общественная организация, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности)
(ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 года №82-ФЗ)
Сдача отчетности в электронном формате
При пересылке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте) датой представления отчетности в налоговую инспекцию считается дата ее отправки.
(пункте 216 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220)
Электронная подпись (ЭП)
Цифровой ключ, принадлежащий конкретному человеку. С его помощью подписываетсяэлектронный документ. В результате этой процедуры можно определить, кто именно подписал документ (подп. 1 п. 1 ст. 2 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).
Виды ЭП:
1) простая;
2) усиленная неквалифицированная;
3) усиленная квалифицированная.
Необходимость применения квалифицированной ЭП предусмотрена для:
бухгалтерской отчетности, которую необходимо сдать в Росстат (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220);
налоговой отчетности (п. 1 ст. 80 НК РФ);
отчетности по форме РСВ-1 ПФР (п. 19 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 22 октября 2012 г. № 329н, п. 3 ст. 19 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).
Документы на ЭП
паспорт заявителя или другое удостоверение личности будущего владельца ключа ЭП;
свидетельство пенсионного страхования будущего владельца ключа ЭП (где указан СНИЛС);
учредительные документы (для организаций);
выписка из ЕГРЮЛ;
свидетельство или другой документ о госрегистрации (для организаций);
свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
документы, которые подтверждают полномочия руководителя (например, решения об избрании);
для иностранной организации – перевод на русский язык документов о госрегистрации, выданных за границей.
(ст. 18 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ)
Что получает владелец ЭП
В удостоверяющем центре получите:
ключ для создания подписи, записанный на носитель информации (например, на usb-носитель);
квалифицированный сертификат, в котором указан ключ для проверки электронной подписи.
Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата (ст. 17 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России
Что нужно для использования ЭП
Чтобы подготовить документы для сдачи отчетности с электронной подписью требуется специальное программное обеспечение:
1) программа для подготовки отчетов в электронном формате (большинство популярных бухгалтерских программ умеют их формировать);
2) шифровальную программу (средство криптографической защиты информации – СКЗИ);
3) также могут потребоваться электронные сертификаты ведомств, в которые планируется сдавать отчетность (они размещены на порталах ведомств).
Бесплатные программы ведомств для формирования отчетности:
ФНС – программа «Налогоплательщик ЮЛ»;
ФСС –портал для подготовки формы онлайн или программа «Подготовка расчетов для ФСС РФ»;
Росстат – программа Формы статотчетности;
ПФР – программа формирования отчетности «Spu».
Что нужно для отправки отчетности через ТКС:
криптографическая программа (СКЗИ) (криптопровайдер ViPNet CSP от компании Infotecs / СКЗИ КриптоПро от компании Крипто-Про);
электронные сертификаты госорганов (их можно скачать с сайтов ведомств, которые готовы принимать отчетность напрямую);
Программа для отправки отчетности от спецоператора
Какие ведомства принимают отчеты напрямую
ФНС – раздел Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде;
ФСС – шлюз приема расчетов;
Территориальные отделения Росстата (например, ФСГС по РС(Я) принимает отчетность через систему Web-сбора).
АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ, ФИНАНСИСТОВ И АУДИТОРОВ
ACFA
677000, г.Якутск, пр.Ленина 4/2 оф.2 тел. +7(4112) 325-328, +7(914)271-32-98