Константин Чекмышев: В сфере банкротства вектор сменился в сторону справедливого исполнения обязательств перед бюджетом и другими кредиторами
«В 7 из 10 процедур банкротства кредиторы не получали ничего. Лишь у каждого третьего банкрота были активы, которые продавались по цене до 10 раз ниже рыночной. Ситуация уже существенно меняется, так бюджет получил от банкротства в прошлом году более 100 млрд рублей, что в три раза больше чем двумя годами ранее. Но необходимы дальнейшие изменения в законодательство, чтобы повысить эффективность процедур банкротства для полноты уплаты налогов, исключить любые формы злоупотребления, как до, так и в ходе таких процедур», - заявил модератор сессии, заместитель руководителя ФНС России Константин Чекмышев.
Нередки случаи, когда компании продолжают убыточную деятельность уже в банкротстве без уплаты налогов. Чтобы предотвратить такие злоупотребления, предлагается ограничить срок ведения хозяйственной деятельности в процедуре. Кроме того, обсуждается введение ответственности для кредиторов, которые поддерживают продолжение заведомо убыточной деятельности. В этом случае они должны компенсировать потери бюджета.
Судья Верховного суда Иван Разумов, в свою очередь, отметил, что Верховный Суд активно участвует в формировании практики, чтобы предотвратить злоупотребление аффилированным должникам лиц.
Также участники сессии обсудили первые итоги реформы института субсидиарной ответственности и правоприменительную практику.
«Важный антиуклонительный шаг законодатель сделал, введя механизмы субсидиарной ответственности. После принятия Федерального закона 266-ФЗ не только увеличилось количество вынесенных положительных решений по субсидиарной ответственности, но и выросли поступления по ним», - заявил судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке Рустем Мифтахутдинов.
Начальник договорно-правового департамента МВД России Александр Авдейко заявил, что необходимо расширить возможности правоохранительных органов по пресечению уклонения от уплаты налогов с использованием института банкротства.
«Уголовный кодекс требует, в том числе, усиления ответственности арбитражных управляющих за их криминальные действия», - отметил Александр Авдейко.
Также участники сессии отметили, что для повышения эффективности процедур необходимо изменить систему торгов.
«Скорость проведения процедуры банкротства - решающий фактор для эффективной продажи имущества. Основные ресурсы для ускорения процедуры – упразднение наблюдения и переход от торгов на повышение к «голландскому» аукциону (торги на понижение до поступления первой заявки, затем торги на повышение). Соответствующие новеллы есть в уже разработанных проектах, один из которых уже принят в первом чтении», - заявил начальник управления принудительного взыскания и банкротства Департамента по работе с проблемными активами Сбербанка России Евгений Акимов.
О взаимодействии налоговых органов Великобритании с арбитражными управляющими в целях повышения взыскания налогов рассказал партнер в Gateley Plc Ричард Хили.
«Добиваться высокого процента погашения долгов нам позволяет проектное сопровождение дел, в которых установлена преднамеренность банкротства. Мы имеем право назначать арбитражных управляющих на дела, в которых налоговый орган является крупнейшим кредитором, и менять арбитражных управляющих в случаях их неправомерных действий», - отметил Ричард Хили.