Финансовая грамотность сегодня является краеугольным камнем в деятельности некоммерческих организаций, которые с каждым годом действуют на все более высокопрофессиональном уровне по всей стране. Это касается и объемов, и контента оказываемых услуг. Об этом не понаслышке знает наш сегодняшний гость из Якутии Александра Гурьева, исполнительный директор Ресурсного центра «АКФА», что переводится, как Ассоциация консультантов, финансистов и аудиторов.
- Александра Иннокентьевна, вы давно вращаетесь в некоммерческом секторе, насколько он качественно изменился за прошедшее время?
- Да, я пришла в НКО, в современном понимании этого слова, в 2005 году, когда зарегистрировала Ассоциацию консалтинговых фирм. Впервые же столкнулась с этим понятием еще в 2000 году, благодаря своей аудиторской деятельности, но тогда были другие НКО, потребительские кооперативы, которые активно получали гранты, в том числе из-за рубежа. Тогда же начала изучать их работу, суть хозяйственной деятельности. В те годы некоммерческий сектор, несмотря на внешнюю схожесть с современными реалиями, отличался постановкой целей и задач, которые задавались теми, кто финансировал. Это было в духе того времени, например, активно популяризировалась микрофинансовая деятельность по расширению доступа мелким предпринимателям к финансовым ресурсам.
- Это был плюс, положительное начало для НКО тех лет?
- С одной стороны да, это способствовало созданию кредитных союзов, некоторые из которых действуют и по сей день. Однако, как зачастую у нас бывает, законодательно сделали по принципу "всё наоборот". Начали выдавать скорые займы под бешеные проценты, исказив саму суть идеи. Основатель микрофинансирования Мохаммед Юнус утверждал, что проценты должны быть минимальны. Но, конечно, это другая тема, не совсем некоммерческая сфера. Если говорить о плюсе для НКО, то всегда есть баланс плюсов и минусов, когда любую ситуацию можно обрисовать как с позитивной точки зрения, так и с негативной. Но, благодаря таким изменениям, термин НКО сегодня стал более понятен, а процесс создания таких организаций и механизм получения грантов и пожертвований - прозрачен, и в этом случае, безусловно, плюс перевешивает.
- Думаю, с тех пор НКО с точки зрения возможностей сделали большой прорыв вперед.
- Согласна, достаточно сказать, что сейчас НКО можно создать посредством портала Госуслуг без посещения офиса Минюста, без уплаты госпошлины. То есть при отказе в государственной регистрации можно проанализировать все недочеты в представленных документах и подать заявку заново в Минюст, не оплачивая каждый раз госпошлину в размере 4 тыс.руб. Кроме того сегодня через портал можно участвовать в грантах, при этом не надо никуда ездить или отправлять почтой документы. Но эти плюсы - это плюсы возможностей. Как ими воспользоваться - это другой вопрос.
- А какой самый большой плюс сегодня имеется для НКО с вашей точки зрения?
- Самый большой плюс по сравнению с коммерческими организациями – возможность финансирования проектов и ведения фандрайзинговой деятельности, т.е. привлечения финансовых ресурсов. Это получение грантов, субсидий, пожертвований, целевого финансирования, доходов от предпринимательской и приносящей доход деятельности и т.д. Хотя некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, но тем не менее, НКО вовсе не должны существовать без денежных средств. Те же благотворительные фонды и фонды целевого капитала создаются именно для аккумулирования и управления денежными средствами.
- А как же социально ориентированные НКО? Они извлекают прибыль?
- Большинство НКО имеет право заниматься предпринимательской и приносящей доход деятельностью, но лишь постольку, поскольку это не противоречит уставным целям. Это касается и социально ориентированных НКО, которые в том числе имеют право на получение государственной поддержки. Чем отличаются социально ориентированные НКО (СО НКО) от остальных? Во-первых, организационно-правовая форма должна соответствовать Федеральному закону «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, во-вторых, направления деятельности должны соответствовать ст.31.1 этого же закона.
- Наверно следующий по величине и значимости плюс для НКО будет касаться, так сказать, производительных сил, то есть самих людей…
- Да, это второй большой плюс - НКО может решать социальные проблемы силами граждан, повышая их гражданскую сознательность и активность. Ведь НКО создаются для общеполезных целей, когда приоритетом для деятельности является развитие социальных услуг, деятельность в области культуры, образования, массового спорта и благотворительности. Когда граждане видят, что могут повысить свой уровень жизни, реализовав социальный проект, то они осознают, что сами являются активным звеном общества, что от их действий зависит насколько яркой и благополучной будет жизненное пространство. Сначала они учатся создавать некоммерческие организации, определив миссию, видение, принципы своей деятельности; затем писать социальные проекты и участвовать в конкурсах грантов; самые активные начинают привлекать пожертвования. Учеба необходима, поскольку тот же грант - это в первую очередь финансовый документ, на основании которого Совет грантодателей оценит опыт организации и команды, решит доверить бюджетные деньги на реализацию вашего проекта.
- Кроме обучения финансовой грамотности наверно нужно уметь управлять НКО...
- А вот это уже третий большой плюс, когда представители НКО, реализуя социальный проект, повышают свою проектную и управленческую грамотность. Составляя социальный проект, вы учитесь ставить цели, задачи, видеть ожидаемые результаты, то есть приступаете к практическому управлению организацией, ее финансовыми средствами. И это самое ценное в некоммерческих организациях – когда с помощью реализуемых социальных проектов развивается проектная грамотность.
- А какие минусы для НКО вы выделите?
- Как и человеческие недостатки, минусы являются продолжением плюсов. Это в первую очередь касается отношения, в том числе со стороны органов власти, к НКО, которые, по их мнению, должны работать исключительно на общественных началах, на добровольной основе, без финансирования, а если оно есть, то это исключительно средства «целевых» источников – государства, крупных фондов, бизнеса и т.п. Такое восприятие препятствует развитию НКО и является распространенной причиной ликвидации созданных и существовавших на голом энтузиазме, идее, и так и не сумевших найти финансирование некоммерческих организаций. Второй минус, который в каких-то плоскостях возможно пересекается с первым, – когда представители НКО занимают иждивенческую позицию (например, когда они ставят условия, что будут вести деятельность, если будет финансирование, а если его не будет, то и проектов не будет), либо активность понимают совсем по-другому – как возможность находить изъяны и критиковать власть. И отмечу третий минус – многие НКО, реализовав большие масштабные проекты, не умеют заявить об этом общественности, не умеют составить отчеты о своей деятельности так, чтобы воодушевить других активистов своим примером. Некоторые это делают осознанно, чтобы «не украли идею», т.е. опасаются конкуренции, как в бизнесе. Но на самом деле, только прозрачность деятельности и информационная открытость являются залогом устойчивости любых организаций. Это сейчас понимают и как передовые НКО, так и коммерческие организации. А для сохранения авторства идей можно применить различные механизмы охраны нематериальных активов.
- В Якутии количество и качество подаваемых заявок на гранты значительно выросло. Можно ли это считать признаком устойчивости НКО региона? В чем секрет?
- Действительно, количество и качество подаваемых заявок на гранты в нашей республике за последние два года выросло. Я считаю, что это заслуга Фонда президентских грантов, который установил четкие критерии оценки заявок, и ресурсных центров, с 2016 г неустанно работающих над повышением качества. В одном только нашем ресурсном центре проводится не менее 300 консультаций в год. Результативность РЦ «АКФА» налицо: 9 из 32 победителей, то есть почти треть, консультировались и подавали заявки при непосредственном наставничестве наших консультантов, проходили хотя бы раз наши публичные мероприятия. На качество заявки большое влияние оказывает, опять же повторюсь, информационная открытость организации. Об этом мы неустанно твердим и пытаемся донести до представителей НКО, что с нулевой отчетностью и пустыми соцсетями шансов на победу очень мало. Недостаточно угадать актуальность темы, хотя это, конечно, важно, но при этом нужно показать, что организация работает и дает результаты для заявленных целевых групп. Невозможно достичь победы без наличия хорошей команды, это критерий устойчивости, в том числе финансовой, некоммерческой организации. Если есть сплоченный коллектив, где все работают сообща на достижение цели, то все трудности преодолимы. Это вроде прописная, но истина.
- Вы упомянули, что фандрайзинговую деятельность как большой плюс некоммерческих организаций. В этом плане какую поддержку НКО оказывает ваш ресурсный центр? Насколько эта сфера привлечения средств сегодня развивается в условиях пандемии, экономического кризиса?
- Наш ресурсный центр регулярно проводит семинары и консультации по теме фандрайзинговой деятельности НКО. И это имеет результаты. Например, яхтклуб "Пятнадцатилетний капитан" на краудфандинговой платформе planeta.ru смог привлечь 300 тысяч рублей на нужды по строительству яхт силами подростков, посещающих кружок. Это уникальный опыт, когда инициатива детей в Якутске привлекла внимание жертвователей. Можете посмотреть рассказ руководитель этой НКО Сергея Помогаева на нашем ютуб-канале. Что касается пандемии, то прошлом году собрано больше пожертвований, чем за предыдущий период. Это было отмечено на конференции "Белые ночи фандрайзинга", прошедшей с 28 июня по 2 июля в г.Санкт-Петербурге, где мы приняли участие. В этом секторе есть большой простор для развития, постоянно развиваются технологии, появляются новые платформы, механизмы для сбора пожертвований, которые необходимо изучать и исследовать. Будем этим вплотную заниматься в ближайшее время.
- Государство помогает НКО в этом плане? Что необходимо усилить?
- Государство дает законодательные возможности и старается оградить от мошеннических порталов, которые появляются в связи с развитием цифровизации, когда сделать пожертвование можно одним нажатием кнопки на смартфоне. Так, с этого года появилась новая отчетность про ящики для сбора пожертвований, регулируется деятельность платформ, собирающих пожертвования и т.д. В плане поддержки НКО, я думаю, нужно усилить работу ресурсных центров, которые могут взять на аутсорсинг рутинные дела НКО. Для этого нужно финансировать ресурсные центры не только с помощью грантов. Хорошо зарекомендовавшие себя РЦ должны не стоять "в ожидании" денег наряду с другими НКО, которые являются их целевой группой, а иметь возможность получать компенсации как поставщики социальных услуг. В настоящее время такими поставщиками могут стать только те НКО, которые оказывают бесплатные юридические услуги, что, согласитесь, гораздо уже, чем весь спектр услуг, который может предоставлять ресурсный центр поддержки НКО. Да и концепция социальных услуг несколько иная, чем концепция поддержки НКО и развития гражданского общества. К примеру, имеется Реестр исполнителей общественно полезных услуг, и РЦ "АКФА" туда входит. И вхождение в этот реестр дает преимущество на 5 баллов при подаче заявки на грант главы Якутии. Также НКО, находящиеся в реестре ИОПУ, могут претендовать на получение долгосрочной помощи. Но пока я не знаю примеров получения долгосрочной помощи каким-либо ИОПУ.
- И напоследок, что бы вы посоветовали начинающим НКО? Чего им нужно непременно избежать в своей деятельности?
- Самый негативный и разрушительный момент - это когда представители НКО несерьезно относятся к своей деятельности, путают ее с хобби. Отсюда нежелание нести расходы на поддержание организации, например, на аренду помещений, на услуги бухгалтера, на банковские услуги. Это очень распространенная ситуация, когда в порыве энтузиазма открывают НКО, потом сталкиваются с тем, что необходимо сдавать ежемесячно отчетность, и опускают руки. Этого советую избегать. Из-за этой и других причин сегодня, к сожалению, ликвидированных и существующих только по документам организаций больше, чем реально работающих. Такую ситуацию надо переломить на федеральном уровне, нужно активно развивать некоммерческий сектор, поскольку поддержка социальных проектов НКО – это выход на новый уровень социализации общества, развитие общечеловеческих ценностей, повышение активности граждан и их проектной грамотности, и в конечном итоге – повышение осознанного благополучия, когда человек повышает качество своей жизни, реализуя социальный проект, который разработал он сам.
Беседовал Иван СЕРГИН.
Источник: "ОКНО" АНО Центр обеспечения деятельности качества НКО. Оригинальная статья по ссылке.скачать dle 12.0