Новая жизнь для старой обуви
Магазин, склад, завод – такой цикл проходит ненужная обувь, которую сдают на переработку. Марина Некрасова и Слава Замыслов побывали в «Лавке радостей» и на Дмитровском заводе РТИ, чтобы посмотреть, во что теперь превращают обувь, которая раньше шла на выброс, и как это происходит.
«Лавка радостей» принимает ненужную одежду и обувь. Сотрудники сортируют вещи и определяют их дальнейшую судьбу: нуждающимся, в магазин, в приюты для животных или на переработку.
Правила сортировки строгие: «уставшие», заношенные вещи, с затяжками и другими дефектами не попадут ни в магазины «Лавки», ни в фонды, которым она помогает. Что делать с такими вещами? Выбрасывать нельзя, теряется смысл рециклинга: «Лавка» «преобразует в благотворительность» все вещи, которые получает.
Анна Гордеева, руководитель склада «Лавки», говорит, что узнала о Дмитровском заводе РТИ из соцсетей: прочла новость о том, как он работает с сетью магазинов Rendez-Vous. Из ненужной обуви, которую собирает Rendez-Vous, на заводе делают резиновую крошку для покрытия спортивных площадок в детских домах. «Лавка радостей» тоже предложила заводу сотрудничество.
Сортировка
Из всех московских магазинов «Лавки» – их в городе три – ненужные вещи свозят на большой склад на севере Москвы. Мешки с вещами взвешивают, потом сотрудники склада приступают к сортировке.
«Люди часто не представляют, что проходит сортировку. Вещь в катышках не пойдет ни в «Лавку», ни нуждающимся. Но для человека она родная, близкая, он не может ее выкинуть, есть эмоциональные привязки, – объясняет Анна Гордеева. – Даже я, когда отвожу вещи в «Лавку», прошу сортировщиц сначала посмотреть».
Но это не значит, что «Лавка» хочет принимать только хорошие вещи. Если не знаете, куда сдать вещи на правильную переработку, всегда можно отвезти в «Лавку радостей», говорит Гордеева.
Не только одежда и обувь
На складе «Лавки Радостей» есть инвалидная коляска, книги, канцелярские принадлежности и другие вещи – все, что может пригодиться людям. Бывают редкие вещи. Однажды привезли индейский венец из перьев. Его забрали через полчаса после публикации фото в Facebook, но звонили насчет него еще полгода.
Каждая полка на складе занята: вещи отсортированы и ждут своего часа. Больше всего вещей отправляют погорельцам и людям в трудной жизненной ситуации. У фонда «Лавка радостей» есть программа «Феникс», по которой получают помощь пострадавшие от пожаров и других стихийных бедствий в Москве и регионах.
Сейчас у нас главное направление помощи – люди, пострадавшие от пожаров. Мы помогаем восстанавливать дома, привозим вещи. Вся выручка из «Лавки радостей» сейчас идет на эту программу.
Ежемесячно в программу «Феникс» обращаются за помощью примерно 20 семей-погорельцев.
Дорога в новую жизнь
С Дмитровского завода РТИ за вещами на склад «Лавки» приезжают два-три раза в месяц. Все зависит от того, сколько ветхой обуви и одежды принесли покупатели. Например, в начале ноября 2020 года завод забрал 358,8 кг обуви.
Вещи грузят в газель. Ехать около 80 км, полтора часа без пробок. На заводе обувь сначала выгружают под брезент – здесь она дожидается сортировки. Чуть дальше – обувь, собранная в тюки и перевязанная жгутами, уже разобранная по партиям: вскоре она отправится на переработку.
Утилизация шин – безотходный и экологически чистый процесс. Из резиновой крошки, полученной в ходе переработки, делают покрытие для детских и спортивных площадок и стадионов.
Завод перерабатывает и текстиль. Из отходов производят текстильную обрезь и ветошь. Их используют для изготовления сырья для спортивного инвентаря, теплоизолирующего материала сэндвич-панелей, армирующего компонента для производства бетонных и асфальтобетонных конструкций.
Переработка
Обувь привозят в цех переработки и выгружают в контейнер: отсюда она поедет на сортировку. Двое рабочих у конвейерной ленты отбирают все лишнее – мешки, пакеты и т.д.
Оборудование для вторичной переработки – из Дании. Оно легко превращает в резиновую крошку и кроссовки, и офисные туфли, и покрышки от БЕЛАЗа.
Фото: Слава Замыслов / АСИ Фото: Слава Замыслов / АСИ Фото: Слава Замыслов / АСИ Фото: Слава Замыслов / АСИ Фото: Слава Замыслов / АСИ Фото: Слава Замыслов / АСИ
Чтобы стать резиновой крошкой, обувь должна пройти четыре этапа переработки. После сортировки она попадает на другую ленту и готовится к первому этапу «перерождения»: дроблению на части. Второй этап — дробление на гранулы.
«В процессе переработки из шин и обуви достают металл. Большим магнитом мы «высасываем» все металлические части и выбрасываем их «за борт». А в конце собираем и отдаем предприятиям, которые работают с металлами», – рассказывает Эдуард Романов, заместитель генерального директора Дмитровского завода РТИ.
Далее убирают ненужный текстиль. В баках остается чистая резина, которая в процессе переработки превращена в крошку. Полные мешки снимает погрузчик, рабочие проверяют качество – и можно отправляться в новую жизнь.
Социальная ответственность
Рециклинг, разумное потребление, снижение вреда от деятельности промышленных предприятий, повышение качества жизни работников, развитие инфраструктуры – Дмитровский завод РТИ разделяет принципы социально ответственного бизнеса.
Он предоставил резиновую крошку для обустройства уже более чем 25 детских площадок. На постоянной основе завод поддерживает Дмитровский детский дом-интернат, в котором живут дети с физическими и ментальными особенностями, передает детским домам продукты и канцелярские товары, регулярно жертвует средства на программы Русфонда. Компания заботится и о сотрудниках: в пандемию штат предприятия не сократился, а расширился.