Минэкономразвития предлагает изменить законопроекты об иноагентах

23-дек, 10:32 Администратор 326




Свою позицию и поправки ведомство направило в Минюст.


21 декабря Минэкономразвития России направило в Министерство юстиции РФ отзыв о законопроектах, ужесточающих требования к иностранным агентам.


В документах (есть в распоряжении АСИ) Минэк не поддерживает нынешние редакции законопроектов № 1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» и № 1052523-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций».

Ведомство составило ряд поправок к редакции. Так, статью 1 законопроекта № 1057914-7  Минэкономразвития предлагает исключить, потому что применять ее можно в «произвольном и максимально расширительном толковании». Статья 1 запрещает СМИ публиковать информацию об иностранных агентах и от иностранных агентов без специальной пометы.

Статью 3, которая приравнивает к НКО-иноагентам незарегистрированные общественные объединения, предлагают доработать: в министерстве напоминают, что по действующему законодательству незарегистрированные объединения не могут вести финансово-хозяйственную деятельность от своего имени, то есть иметь счет в банке. А статья предполагает отчетность за это.

В статье 4, которая тоже посвящена маркировке материалов иноагентов в интернете, Минэкономразвития отмечает неопределенность субъекта правонарушения: им может стать и НКО, и СМИ, и сотрудники НКО-иноагента, и учредитель, и участник.


Если же законопроект будут принимать в таком виде, министерство подчеркивает необходимость изменений в закон об НКО: нужно уточнить понятие «политическая деятельность». В частности, чтобы политической деятельностью не признавали:


  • деятельность, связанную с участием социально ориентированных некоммерческих организаций в процедурах оценки регулирующего воздействия, установленной законодательством Российской Федерации;
  • участие в процедуре обсуждения нормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, представленных на общественное обсуждение;
  • участие в общественных советах, созданных при государственных органах власти, органах местного самоуправления, а также в деятельности иных консультативных органов, созданных государственными органами власти, органами местного самоуправления.

22 декабря Госдума приняла этот законопроект во втором чтении.


В законопроекте № 1052523-7 Минэкономразвития предлагает исключить пункт 1 статьи 1, который предполагает, что иностранное финансирование — это и средства, «бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства». Предлагается также уточнить понятие «мероприятие» так, как это закрепляется в законодательстве о культурно-массовых или публичных мероприятиях.


Подпункт «б» пункта 3 статьи 1: «Сроки представления отчета определяются уполномоченным органом» — тоже предлагают исключить, поскольку порядок проведения аудита уже определен законодательством.


Также Минэк не поддерживает новое основание, по которому Минюст может обратиться в суд для ликвидации НКО-иноагента. Это основание из подпункта «г» пункта 3 статьи 1 — «за неисполнение письменного мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части».


Письма подписаны заместителем министра Минэкономразвития Татьяной Илюшниковой.

Обновление от 22.12.2020, 17:28: добавлена информация о прохождении второго чтения.


Агентство социальной информации.

скачать dle 12.0