Конкурс "Краски Севера" объединил таланты Устьянья
В августе 2020 года среди членов Ассоциации и всех интересующихся культурой народов Севера прошел конкурс эскизов одежды коренных народов, который назывался «Краски Севера». Организатор – Ассоциация КМНС Усть-Янского улуса и читальный зал Центральной библиотеки. Конкурс состоялся в рамках реализации проекта «Наследие предков от поколения к поколению» при поддержке Фонда президентских грантов. По оценкам жюри присуждено два первых и одно второе место. Будут вручены сертификаты и призы.
Первое место заняла работа Натальи Васильевны Голиковой – краеведа, жительницы наслега Уянди, которая описала и воспроизвела комплект одежды своей матери: «Олень – священное и почитаемое животное жителей Крайнего Севера, служит человеку испокон веков как транспортное средство".
Шкуры – как материал для одежды, мясо, язык, мозги, внутренности – вкусная полезная пища.
На бескрайних просторах тундры человек спокойно может преодолеть сотни километров, если на нем одежда из оленьих шкур. Охотники и оленеводы, путники с ног до головы могут одеться в мягкую, теплую, легкую одежду.
Детская одежда была представлена глухим комбинезоном с несъемными рукавицами и обувью. К одежде пришивали амулеты. По мере вырастания ребенка его одежда менялась в крое и функционально.
Женская и мужская верхняя одежда состояла из укороченного пальто из меха пыжика или летней шкуры оленя (кyскэс) или ровдуги. Нижний край одежды и бока обшивали мехом с длинным ворсом. Во все швы вшивали красную ткань. Полы кафтана не сходились, поэтому отдельно были нагрудники до колен. Эвены называли их “нэлэкэн”. Полы кафтана украшались металлическими пластинам, бубенчиками, серебряными монетками, металлическими украшениями и имели бахрому. По воспоминаниям моей матери, у ее матери (моей бабушки) имелся серебряный пояс. Его похоронили с ней.
У моей матери было две пары обуви, домашние торбаза из летних камусов (название обуви “тэбун”) и дорожная обувь (“hёслэк”). Дорожные унты сверху и по бокам были украшены узором “ёлочка”. Летом она носила обувь из ровдуги. Отец свою ровдужную обувь смазывал растопленным оленьим салом.
У моей матери было длинное глухое пальто (э?ур) из ровдуги с рукавами реглан. Сшито из шкур самца и закопченным до коричневатого цвета. Большой капюшон. Полочки украшены кантами красного, зеленого и черного цвета. Низ сукуйа и рукава обшиты длинношерстным мехом. По ее рассказам знаю, что у бабушки (маминой мамы) было праздничное пальто (ниьамча), расшитое бисером, особенно нарядным был нагрудник (нэлэкэ), расшитый белым, зеленым и черным бисером.
Низ нэлэкэ был увешан металлическими пластинами.
Низ же самого пальто был украшен длинной бахромой из ровдуги. Пальто было очень тяжелым. В рисунках я изобразила мамину одежду, которую видела своими глазами:
– Энур (глухое пальто с кантами);
– Обувь из ровдуги – Перчатки из ровдуги;
– Зимние торбаза из камусов;
– Сумочка из ровдуги с красными кантами».
На данную работу небольшой отзыв дала к.и.н., старший научный сотрудник ИГИи ПМНС СО РАН Л.Н.Жукова: «…Рисунок верхней одежды говорит о ее двусоставном характере — глухая одежда с капюшоном, а орнамент как на распашном кафтане в виде двух вертикальных полос. В межнациональных семьях и интернациональных поселках это естественное явление. Исследователь одежды В.Х. Иванов назвал такие образцы «эклектический тип…».
***
Первое место также заняла работа Слепцовой Валентины Никитичны – студентки НИТУ «МИСиС», которая представила очень хорошие работы. Ее эскизы основаны на знаниях, полученных от бабушки:
«Моя бабушка Горохова Евдокия Васильевна прожила 93 года и всегда считала себя юкагиркой. Она была сильной женщиной и вплоть до 70 лет сама охотилась и рыбачила, зимой ходила на лыжах, покрытых кожей с мехом. Мои бабушка и мама многое про нее рассказывали, о ее жизни, характере и прошлых традициях. Так, например, традиции юкагиров запрещали показывать женщинам части тела, ходить без шапки или босиком, также в украшениях одежды давалось предпочтение теплым цветам – красный, желтый, зеленый. На данном конкурсе мной представлены 3 модели современной стилизованной одежды.
1 модель – весенний костюм. Состоит из верхней плечевой одежды (пальто), передника, шапки, камусных унтов и аксессуара из кожаной сумочки на пояс. Края пальто окантованы мехом белого песца или белого зайца, также мех может быть заменен на искусственный, который считается экологичным и модным. Мех по краям окантован красным, означающим солнечный цвет, и зелеными полосками, которая обычно носится молодыми женщинами. На верхней части передник имеет три ряда лучистых узоров с разноцветными бусинами. На нижней части передника изображены ромбовидные узоры, символизирующие связь неба и земли. Кожаная мини-сумка служит для хранения небольших женских принадлежностей. Фасон шапки является традиционным.
2 модель – повседневный костюм. Костюм состоит из белой хлопчатобумажной футболки, кардигана и джинсовых штанов, а также головного кожаного украшения. Кардиган с орнаментом из ромбовидных узоров с передним кармашком, отличающем девушку от женщины, когда как у женщин кармашек имеет висящий ремешок, куда подвязывают головной убор. Передняя сумочка (кисет или индигирка) на поясе служит для хранения вещей (раньше в нем хранили махорку).
3 модель – летний костюм. Состоит из бежевой хлопчатой футболки, атласной или шелковой юбки, зеленой накидки, сумочки, а также головного украшения. Футболка имеет изображение наскального юкагирского рисунка, означающего солнечное божество. Юбка имеет светлые, практически невидимые узоры».
Третье место заняла работа общественника, врача Усть-Янской ЦРБ Надежды Аполлоновны Холмогоровой. Она представила комплект юкагирского женского летнего костюма, опираясь на труды Л.Н.Жуковой.
1 модель. Зимняя плечевая одежда глухого типа, что должно быть комфортно в зимнее время. Пальто из кожи двух оленей, без швов на плечах. На шее меховой воротник вместо шарфа из шейного меха оленя.
Вставки на поясе с цветными полосками для перегиба на талии. Вертикальные нашивки по бокам “Фальшивые карманы”, которые в старину считались символом богатства. По краям ворота лучистые рисунки, символизирующие солнечный дождь.
2 модель – летняя одежда – наймака. Открытая плечевая одежда с полосками цветных тканевых вставок. Передник украшен рисунками молодой лиственницы над бахромой, вырезанными по краю передника, означающая оберег срединного украшения – запутывает и отводит в сторону приходящее злое и недоброе.
Косы сзади соединены накосным украшением. Вокруг головы подвязана красная лента со свисающими по бокам висящими лентами, означающими основу очага. Н. СЫРОВАТСКАЯ
Источник: читайте оригинал статьи ЗДЕСЬ
__________
РОО Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Усть-Янского улуса РС (Я)
Эл. адрес: roo_kmns_ustyanskij@mail.ru
Наш ИНСТАГРАМ @akmns_ustyanskogo_ulusa
тел.: 89142728668
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.