Тренды: социальная франшиза

23-ноя, 09:55 Администратор 339


Как социальная франшиза помогает развивать социальное предпринимательство и что нужно, чтобы эта технология шире действовала в России.


Социальная франшиза — бизнес-технология, естественная для социальных предпринимательских проектов: в разных регионах организации решают одни и те же проблемы, так или иначе перенимают практики, а значит, тот, кто первым нашел уникальное решение, может масштабироваться и развиваться по пути франчайзинга.





Интерес к франшизе в России с каждым годом растет, но на этом рынке еще нет общих четких критериев, правил и требований. По мнению участников круглого стола «Социальная франшиза — инструмент масштабирования социальных проектов и усиления социального воздействия», пока каждый, кто хочет расширить свой бизнес, прописывает свои каноны для сотрудничества с партнерами. Эксперты же предлагают навести порядок в этой сфере и таким образом помочь бизнесу и НКО.  






Социальная биржа





В помощь социальному бизнесу и всем, кто заинтересован в масштабировании своих проектов, в России разрабатывается проект «Социальная биржа». Сейчас он встраивается в структуру «Бизнес-маркет» — международной интернет-площадки предложений на базе сети торгово-промышленных палат.







Основная задача биржи — поддержка некоммерческого сектора, социального предпринимательства и социально ответственного бизнеса. В структуру социальной биржи должны войти ответственный бизнес, социальные предприятия, СО НКО, аттестованные социальные проекты. Разработчики отдельно выделили социальную франшизу и социальный проект, готовый к масштабированию — в последнем случае не предполагаются взносы и сопровождение, это может быть просто проект, который транслируется на другую территорию по готовой схеме работы.





Для того чтобы социальный проект встал на биржу, нужен социальный стандарт, который сможет разработать специально созданная рабочая группа.






Путь к франчайзингу





Традиционно в социальное предпринимательство люди приходят через личную историю или проблему, говорит АСИ руководитель юридического департамента группы компаний «Франчайзинг-Интеллект» Мария Кизима. На первом этапе, как правило, создают НКО. Научившись решать социальную проблему, организация, обладая уже знаниями и опытом, делится своими навыками и практиками с другими. В соседних регионах перенимают этот опыт, появляются конкуренты, которые делают то же самое, но уже на коммерческой основе.





«НКО понимает, что нужно зарабатывать. Трансформируется в коммерческую структуру и масштабирует свою практику в франчайзинге», — говорит Кизима.





Первая инклюзивная франшиза





Один из примеров успешной социальной франшизы — «Новый город «Дружный». Это инклюзивная программа для детей и молодежи, разработанная в 2020 году Ассоциацией развития образования «Тетрадка дружбы» вместе с фондом «Наше будущее» и компанией «Франчайзинг-Интеллект». Программу дважды презентовали на площадке Организации объединенных наций в Женеве, она стала точкой отсчета для проведения в ООН специальных международных мероприятий, посвященных развитию инклюзии в мире.





Пермские инклюзивные добровольцы Антон Мысляев с синдромом Дауна и Марина Степанченко с ДЦП на конференции ООН, июнь 2017. Фото НАРО «Тетрадка дружбы»

«Новый город «Дружный»» работает во время каникул. Школьникам и студентам предлагаются туры в лагеря с тематическими программами длительностью от 5 до 13 дней: дети снимают кино, занимаются йогой, учат языки, изучают цели устойчивого развития и так далее. Между турами руководители программы и инклюзивные волонтеры поддерживают общение с участниками слетов.





В туры ездят дети и молодежь с инвалидностью и без в возрасте от 6 до 25 лет. 





«Программа помогает эффективной социализации и личностному «оздоровлению» всех детей интегрированного сообщества. Франшиза удовлетворяет потребность общества и государства в практикоориентированных программах и специалистах, которые способны научить детей видеть счастье в мелочах, справляться с трудностями, принимать себя с любыми особенностями», — говорит АСИ Ольга Зубкова, президент «Тетрадки дружбы», автор инновационной инклюзивной программы «Новый город «Дружный»».





Для запуска «Нового города «Дружный»» не обязательно быть опытным педагогом или предпринимателем, владельцы франшизы готовы обучать франчайзи: «Мы предоставляем полностью упакованные материалы и учим: сотрудников — проведению программы, руководителя — ведению бизнес-процессов”, — п»оясняет Ольга Зубкова.





«Детские деревни — SOS»





Российская благотворительная организация «Детские деревни – SOS» тоже работает в России как франшиза. И следует стандартам международной некоммерческой благотворительной организации SOS Children’s Villages International, работающей в 136 странах мира. 





«Франшиза — набор услуг, продуктов, который предлагается окружающим потенциальным партнерам. Последние, в свою очередь, готовы какую-то часть продукта использовать в соответствии с определенными правилами, — объясняет АСИ Николай Слабжанин, исполнительный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS». — Именно стандарты по опеке над детьми-сиротами мы готовы были выполнять». 





Но в отличие от классического понимания франчайзинга в «Детских деревнях SOS», все, кто использует этот бренд, становятся членами международной ассоциации и могут влиять на систему управления в международной организации. 





«Мы платим членские взносы, их можно назвать платой за франшизу. Но при этом участвуем в управлении. Выбираем раз в четыре года высшие органы власти внутри международной ассоциации, — подчеркнул Слабжанин. — В России тоже в нескольких городах открыты «Детские деревни — SOS». И предложения о сотрудничестве до сих пор поступают. Если кто-то захочет взять бренд, мы имеем право его передать согласно нашей договоренности с международной организацией. Но, как единственный учредитель в России, мы определяем стандарты, по которым будет работать эта организация. Просто использование имени для нас неприемлемо». 





Как открыть франшизу





Франчайзинг — это сложная модель бизнеса, к которой должны быть готовы руководитель и его организация. Для открытия франшизы недостаточно подписать соглашения, как считают многие предприниматели. 





«Сейчас нет четких стандартов разработки франшиз, и появляется хаос среди разработчиков и экспертного сообщества, — говорит Мария Кизима. — Из-за этого франшизы получаются сырыми и непроработанными.  А хуже всего, что обесценивается социальная миссия, которую соцпредприниматель взращивал и создавал годами». 





Не каждый социальный проект или социальный бизнес вообще можно масштабировать. Для начала нужно оценить, готов ли бизнес к развитию по пути франчайзинга, применим ли функционал в других регионах и городах. Потом спроектировать архитектуру франшизы, продумать, как будет проходить обучение сотрудников и акселерация проекта, спроектировать дополнительную нагрузку на себя как франчайзера.





Только после этого появляются документы с описанием бизнес-процессов, где обозначены показатели и распределены функции в проекте. И на последнем этапе нужно оформить защиту интеллектуальных прав и стандартов работы. 





Но пока в России даже нет единого понятия социальной франшизы, утверждает Ирина Линник, сопредседатель Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства. Социальный франчайзинг хоть и становится перспективным направлением развития социального бизнеса и НКО, поскольку они решают повсеместно одинаковые проблемы, но обучение и информирование всех заинтересованных сторон пока ведется не совсем активно. 





«Для того чтобы были понятны правила, как создать франшизу, конечно, нужны стандарты и методики. Когда у тебя есть понятный алгоритм действий, всегда легче реализовать дело, чем придумывать этот механизм самостоятельно каждый раз», — полагает Ирина Линник.  





Меры поддержки 





Для развития в стране социальной франшизы важна поддержка государства. Как утверждает Анна Золотаревская, председатель Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и соцпредпринимательства Московской торгово-промышленной палаты, президент благотворительного фонда «Дети дождя», расширение рынка социального бизнеса и проектов должно сопровождаться преференциями, в том числе денежными. 





«Например ввести компенсации за то, что социальный бизнес оказывает соцуслуги и закрывает соцзаказ государства. Но помощь социальному бизнесу и проектам не должна провоцировать иждивенчество», — говорит Анна Золотаревская. 





По мнению Антона Игонина, руководителя проекта развития франчайзинга компании «ОРБИС» (франшиза ортопедического салона «Кладовая здоровья»), победителя конкурса «Лучшая социальная франшиза», важно уделять внимание обучению персонала, причем это касается и продавцов, и медперсонала, и собственника каждого нового объекта. Обучение обходится достаточно дорого, и не каждый начинающий предприниматель в состоянии понести такие расходы. Поэтому без поддержки государства, без акселерационных программ, которые будут закладывать какие-то основы успешной работы, существование на рынке невозможно. 





«Важно, чтобы была еще обратная связь от тех, кто прошел обучение. Можно создать учебный курс, рассказать, как «упаковать» красиво бизнес, но если человек не научится этому, это выкинутые деньги. В итоге будет не та франшиза, и из социального франчайзинга бизнес превратится в торговую точку под твоим брендом, и всё. А нужно развивать это направление, чтобы государство обратило внимание и дало соответствующие преференции», — заключает Антон Игонин.


Агентство социальной информации.

скачать dle 12.0