Путеводитель для НКО: экономическая устойчивость

13-ноя, 12:45 Администратор 413

АСИ начинает публиковать главы сборника, составленного вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» в помощь руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций.

Фрагмент главы I: «Экономическая устойчивость организаций». Автор: Дмитрий Даушев, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций Российского комитета «Детские деревни – SOS».

Что такое экономическая устойчивость и всем ли она нужна?

Возможно, вы ожидаете, что в этой главе мы расскажем, как собирать много денег. Да, мы поговорим и об этом. Но начнем с другого – с расходов. Ибо финансовая устойчивость – не только про привлечение средств, но и про грамотное их использование. Не зря говорят, что финансово успешными становятся не столько те, кто много зарабатывает, сколько те, кто умело контролирует расходы. Есть в мире немало примеров, когда люди мгновенно богатели благодаря выигрышу в лотерею и вскоре снова становились бедными. Привлечь деньги недостаточно, надо еще их удержать, а лучше – приумножить. Поэтому начнем мы с того, что нужно сделать до привлечения средств.
Фатима Мухомеджан: «Мы открыли глаза НКО в регионах, что не только за счет денег можно двигаться вперед»ПодробнееНекоторые советы покажутся банальными, ведь это азбука управления деньгами. Но, во-первых, даже с этой азбукой знакомы далеко не все НКО. Во-вторых, порой то, с чем мы хорошо справляемся, имея дело с личными деньгами, вдруг забывается, когда речь заходит о деньгах организации.
Сколько денег вам нужно? Ответ «чем больше, тем лучше» – ожидаемый, но неверный. Если донор даст вам 100 тыс. рублей, это много или мало? Сможете ли вы на эти деньги выполнить миссию своей организации? Для ответа на этот вопрос вам нужен бюджет. Притом он должен быть не абстрактным, а тесно связанным со стратегией вашей организации и ее рабочими планами. То есть вам нужна еще и стратегия.

Прежде чем привлекать средства, нужно выполнить «домашнюю работу»: ваша НКО должна быть готова к фандрайзингу.

Важное замечание прежде, чем вы будете читать дальше. Советы, которые содержатся в этой главе, при правильном применении помогут вашей организации вырасти, стать финансово устойчивой на долгие годы. Но не всем и не всегда это важно. Бывают краткосрочные проекты, которые завершаются за полгода-год. Для них не нужно долгосрочное финансирование и формирование донорской базы. Бывают НКО, создающиеся для решения небольшой задачи. Таким не обязательно масштабироваться и расти. Все решения принимаете вы сами – в зависимости от ваших задач.

И еще: начиная любую новую для вас деятельность, не забывайте уточнять детали у юристов. За большинством утверждений в тексте ниже стоит множество нюансов и «полутонов», и без их проверки юристами можно применить что-то неверно.

Экономическая устойчивость: не только привлечение средств

Зачем НКО стратегический план?

Мы не будем в этом разделе подробно останавливаться на том, как создается стратегический план. Скажем лишь, что он должен быть.
Во-первых, это нужно вам самим. Чего вы хотите добиться своей работой через три-пять-десять лет? Какой вы видите свою организацию к этому времени? Притом не только с точки зрения помощи благополучателям, но и с точки зрения внешних коммуникаций (кто о вас знает? как к вам относятся?), персонала (кто у вас работает?), денег (сколько их у вас? откуда?). Определившись с ответами на эти вопросы, вы будете развиваться быстрее, ваш профессионализм будет расти.
Во-вторых, нередко наличие стратегического плана – важное условие привлечения крупных доноров. Небольшие массовые доноры, как правило, не задумываются о стратегиях – им важна эмоциональная вовлеченность здесь и сейчас. Но если перед вами человек, сам построивший бизнес-империю, или представитель крупной компании, то ему наверняка важно, как вы видите свое будущее – ведь вы предлагаете стать его частью.

У стратегии есть как минимум две составляющие: программная (кому и как помогаем) и фандрайзинговая (как обеспечиваем программы деньгами). Кроме того, полезно, когда у организации есть стратегия внешних коммуникаций (PR, иногда также GR), для более крупных организаций важна также HR-составляющая.

Какова структура расходов НКО?

Итак, прежде чем собирать деньги, нужно понять, на что и как вы будете их тратить. Знаете ли точно, сколько вам сейчас нужно? А через год? А через пять лет? Что вы будете делать, если денег будет меньше? А если больше?..
***
Полное содержимое статьи Дмитрия Даушева об экономической устойчивости НКО можно скачать здесь: pdfepub (zip-архив).
Сборник «Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной» дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации. Сборник будет интересен как опытным руководителям, так и тем, кто только начинает свой путь. Вы узнаете о фандрайзинге и юридических аспектах деятельности НКО, об информационных технологиях, о том, как выстроить стратегию коммуникаций и работать с волонтерами. В каждой главе кратко раскрывается содержание темы и приводятся дополнительные источники, чтобы изучить ее глубже.
Авторы сборника — эксперты с многолетним опытом, известные в некоммерческом секторе. Следуя их советам, вы шаг за шагом сможете выстроить работу своей организации, достигнуть экономической устойчивости и находить лучшие решения задач, возникающих каждый день.
«Путеводитель для НКО» создан по программе НКО-СОКРАТ — НКО для социального и культурного развития территорий.
Программа реализуется по инициативе Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской и администрации Курской областей.

Источник: АСИ скачать dle 12.0