«Смотреть на мир через большое количество чужих глаз». Возможности новых медиа в социальной журналистике
Участники беседы вместе пытались разобраться, насколько практика «Я-медиа» вписана в общий контекст журналистики, какие темы подвластны таким проектам и насколько новые форматы соотносятся со стремлением достичь социального эффекта. Паблик-ток модерировала директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благоcфера» Елена Темичева.
Сейчас расширяется поле самостоятельных медийных проектов, причем делают их и профессиональные журналисты, и люди, пришедшие из других областей, и те, кто начал подобный проект, исходя из своих убеждений. Насколько новые форматы и ваши проекты являются медиа? Какие функции вы выполняете?
Григорий Туманов, журналист, сооснователь подкаста и телеграм-канала о новой маскулинности «Мужчина, вы куда?»
В журналистике сейчас специфическая ситуация: хорошие редакции разгоняют, а тут ты вроде понимаешь, как делать медиа, и хочешь делать что-то свое. Слово «свое» для меня ключевое в этих проектах. Это никто у тебя не заберет, и потолка тоже нет. Кроме того, новые медиа — это медиа с позицией. Ты несешь персональную ответственность, напрямую контактируешь с аудиторией. Функция тоже вполне медийная — расширение кругозора. Я отношусь к этому как к медиабизнесу — пусть маленькому, «ларечному», но своему.
Анастасия Красильникова, ведущая многосерийного проекта «Хватит!» о насилии на сервисе START
Я периодически сталкиваюсь в своих телеграм-каналах с претензией, что вот, мол, почему вы вторую сторону не спросили, вы же журналист. Я отвечаю, что я блогер, показываю ту картину мира, которую мне показали мои герои и не претендую на всеобъемлющую объективность. При этом я вижу, что «Телеграм» и «Инстаграм» — это окна в мир, которые действительно формируют картину мира.
Мне кажется, будет расти роль личности, люди будут выбирать тех, за кем им интересно следить, и смотреть на мир через большое количество чужих глаз.
Ирина Сергеева, автор и ведущая подкаста «Ну, па-ап!», руководитель маркетинга школы дизайна Sber Design School
Мой любимый постулат — все вокруг стало медиа. Медиа можно сделать из отдельно взятого человека, пластикового стаканчика, баннера на улице.
Анастасия Курганская, соведущая подкаста «Норм» и соосновательница студии подкастов «Норм продакшн»
Превращение людей в медиа уже произошло. Мне самой стало интереснее следить за инфлюенсерами, чем за традиционными медиа. Я слушаю подкаст или читаю канал конкретного человека, ценности которого я разделяю, и это очень важно. Вопрос только в наборе аудитории — нужно делать качественный контент.
Чего вы хотите достичь с помощью ваших проектов и как на это реагирует аудитория?
Григорий Туманов
Важный момент нового времени — работать с собой. Мой канал родился из личного интереса, и получилась такая win-win история: я проживаю какую-то свою рефлексию, и это откликается у других людей.
Инфлюенсеры становятся кем-то вроде рок-звезд: важно не только что говорят, но и кто говорит.
Работая в большой редакции, у тебя нет возможности быть таким гибким. С другой стороны, есть пример журнала «Холод» — проекта, созданного на персональных историях.
Анастасия Красильникова
Ранее я много работала с НКО и социальной тематикой, и в своих телеграм-каналах я часто продолжаю помогать организациям, которые мне нравятся. Но нужно понимать, что блогеру важно оставаться интересным для аудитории и не превращаться в пропагандистский листок. У меня нет цели воспитать, научить жить или «растить» аудиторию — это мне совершенно не близко, я просто делюсь своим мнением.
При этом все наши проекты, как мне кажется, действительно имеют влияние: наши ценности начинают разделять, думают, что благотворительность — хорошая идея. Если этого не происходит — это тоже нормально.
Ирина Сергеева
Я задумывала свой подкаст, чтобы развлечь папу, который в тот момент болел.
Когда люди начали реагировать сообщениями «Пойду-ка я позвоню родителям» — это самый важный результат.
Большой целью здесь может быть изменение взгляда на людей старшего возраста, которые являются не отжившими свое единицами, а крутыми, интересными, интегрируемыми людьми.
Анастасия Курганская
В 2017 году, когда мы начали делать подкаст, в публичном поле почти не было голосов и мнений, похожих на наши. Затем оказалось, что людей с близким к нашему майндсетом много. Традиционные медиа заточены под монетизацию и повышение трафика, а в подкасты и «Телеграм» просто зайти, конкурентов все еще не так много, и это отличное место, где есть репрезентация самых разных людей, которых в обычных СМИ не увидишь.Насколько подобные проекты окупаются?
Анастасия Курганская
Когда мы ушли со своих работ и всерьез занялись подкастом — дело пошло в гору. Один выпуск в среднем слушает 50 тысяч человек — это большая аудитория, к нам регулярно приходят крупные бренды и покупают рекламу. В подкасты нужно заходить по любви, потому что аудитория раскачивается долго, но если регулярно выпускать качественный контент, все можно монетизировать.
Григорий Туманов
Не надо стесняться монетизации. Деньги — это признак того, что проект работает. А работает он, если все-таки относиться к нему как к полноценной редакции: регулярность, продолжительность и хотя бы для вас самих внутри должна быть структура — рубрики, жанры и так далее.
Личные медиа требуют высокой степени погружения, что рождает выгорание. Как с этим бороться?
Григорий Туманов
Раньше я увольнялся, теперь от себя не уволишься. В конце года мы с командой возьмем паузу и посмотрим, что можно добавить, изменить, удалить. Это как уборка дома — ревизия очень помогает, в том числе заново полюбить проект.
Ирина Сергеева
Вокруг того же подкаста можно соорудить много дополнительных штук: запустить телеграм-канал, e-mail-рассылку, комьюнити. Копание и вглубь, и вширь очень помогает увидеть в проекте потенциал.
Как понять, а не ерундой ли я занимаюсь?
Григорий Туманов
Метрики, личное восприятие, критичный настрой, но и любовь к себе.
Анастасия Курганская
На мыслях, что ты делаешь фигню, далеко не уедешь. Надо работать над уверенностью в себе и смотреть на аудиторию. Если она прибавляется — значит ты что-то делаешь правильно.