Народная помощь по-французски: «Ничто человеческое нам не чуждо»
Даниэль Матьё, бывший советник по социальным вопросам Посольства Франции в России, — о работе Секур попюлер (Народная помощь), одной из самых крупных французских благотворительных организаций.
Даниэль встретился с Николя Шампьоном, генеральным секретарем отделения Секур попюлер в Кальвадосе, и поговорил с ним о том, почему продовольственная помощь — основа всего остального, зачем каждому ребенку необходимы каникулы, и как диалог на равных способствует достижению целей.
В своих колонках я несколько раз говорил об организации Секур попюлер. Это одна из крупнейших французских НКО, работающих в сфере благотворительности. В 2018 году она оказала помощь 3 265 030 людям во Франции и за рубежом, мобилизовав при этом 80 000 волонтеров и 29,6 миллионов евро частных пожертвований (2,3 миллиарда рублей). Среди этих трех с лишним миллионов благополучателей — жертвы социальной несправедливости, бедности и нищеты, голода, природных катаклизмов и вооруженных конфликтов.
Организация работает на всей территории Франции, у нее 97 отделений в департаментах и 658 местных комитетов. Это третья по объемам бюджета гуманитарная организация Франции после французского Красного креста и Секур Католик (Католическая помощь), и крупнейшая по числу привлеченных добровольцев. Ее девиз, который я вынес в заголовок статьи: «Ничто человеческое нам не чуждо».
Лука Юркин (1893-1919), из Кирова в Кан
В начале июля я встретился с Николя Шампьоном, который уже 10 лет руководит отделением Секур попюлер в Кальвадосе. Николя — наш друг, он вместе с одним из руководителей национальной сети организации, Жано Маршалем, приезжал в Киров в 2018 году, чтобы возобновить сотрудничество с Россией. Нам захотелось написать эту статью, чтобы рассказать о сотрудничестве, а также, конечно, чтобы познакомить вас с НКО, чья работа очень важна для Франции.
Департамент Кальвадос находится в Нормандии, на западе Франции, он выходит к проливу Ла-Манш. Там проживает 700 000 человек, из них 260 000 — в агломерации столицы департамента, города Кан. Это преимущественно аграрный департамент, основу его экономики составляет сельское хозяйство, особенно молочное животноводство (это страна сыра!), и туризм.
Однако есть и традиции промышленного производства: на доменных печах Нормандского металлургического общества, расположенного в городе Коломбель близ Кана, трудилось много русских.
С момента открытия предприятия в 1919 году в их числе были бывшие солдаты Русского экспедиционного корпуса, прибывшего во Францию за три года до этого. Один из солдат, Лука Юркин, был родом из деревни в Вятской губернии, нынешней Кировской области. Он стал жертвой смертельного происшествия на производстве и был похоронен в Нормандии.
«Солидарность — это диалог на равных»
Мы поговорили понемногу обо всем, во-первых, об обменах с Центром социально-психологической помощи в Кирове, чей проект сотрудничества с Францией был поддержан грантом президента РФ. Я спросил Николя, в чем, по его мнению, заключается смысл этого сотрудничества. Ответ казался очевидным: в Секур попюлер царит дух интернационализма — организация сотрудничает со 150 НКО и ведет около 200 программ помощи и развития в шестидесяти странах мира. Она также стремится наладить дружеские связи между детьми и молодежью этих стран, познакомить их с мировыми проблемами и вовлечь в гуманитарные проекты.
Однако Николя мыслил более глубоко, сказав мне, что «международная солидарность — это возможность научиться работать на равных». И я понимаю, что Секур попюлер стремится не «экспортировать» свои благие намерения и действия, а завязать партнерские сети, где все одинаково важны и каждый вместе с другими создает совместные программы.
Этот принцип лежит и в основе программ, реализуемых во Франции. Благодаря этому и люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и волонтеры организации составляют ее жизненную силу. Он позволяет стереть границу между помогающим и принимающим помощь, так, чтобы все действовали вместе.
«Прежде всего, продовольственная помощь: люди приходят, потому что хотят есть»
Конечно, мы поговорили о недавнем периоде самоизоляции и приостановки экономической деятельности. В 2019 году 4039 семей, то есть 12 921 человек, получили от Секур попюлер в Кальвадосе продовольственную помощь и помощь и предметы первой необходимости, одежду, гигиенические принадлежности. Средний доход этих людей составлял около 3,20 евро в день.
В организации было решено не закрываться в период самоизоляции, а продолжать распределять эту помощь.
Количество людей, обращающихся в Секур попюлер, выросло на 85 процентов. По словам Николя, это «продовольственный кризис», а закрытие школ и школьных столовых очень негативно сказалось на питании некоторых детей.
Эти тенденции характерны не только для департамента Кальвадос, но и для всей Франции. В масштабах страны за два месяца помощь от Секур попюлер получили 1 270 000 человек.
Еще одно подтверждение серьезности кризиса заключается в том, что 45% обратившихся за помощью, потому что им нечего было есть, никогда раньше не приходили в благотворительные организации.
Репортаж о деятельности Секур Попюлер во время самоизоляции (русские субтитры)
Одна из целей организации — помочь людям в трудной жизненной ситуации реализовать свои права, не только на достаточное и сбалансированное питание, но и на отапливаемое жилье, медицинскую помощь, образование, спорт, культуру, каникулы. В Кальвадосе 300 добровольцев работают по всем этим направлениям. Однако, как говорит Николя, «продовольственная безопасность — условие для всего остального».
«Каждый второй или каждый третий ребенок остается в городе на каникулах»
Право на каникулы — одно из основных, о реализации которых заботится организация. Это важно для детей, которые первого сентября «должны что-то рассказать учителю и одноклассникам о том, как они провели лето».
Однако, по словам Николя, в Кальвадосе от половины до трети всех детей не имеют возможности провести каникулы или их часть вне дома.
Он добавляет, что нехватка ресурсов не единственная причина сложившейся ситуации. Есть и другие препятствия: многие семьи думают, что каникулы — это для других, не располагают достаточной информацией о том, какие варианты возможны, или их условия жизни слишком тяжелые, чтобы заниматься организацией поездки.
Каждый год Секур попюлер устраивает специальную акцию — День позабытых каникулами — для тех, у кого каникул летом не было.
В прошлом году в Нормандии на таком мероприятии собралось более 2000 человек. Оно проводидлсь в конце августа в парке развлечений Фестиленд. В этом году на Дне позабытых каникулами собралось около 700 детей и их родителей.
День позабытых каникулами 2019 в Нормандии (русские субтитры)
Такие акции производят и долгосрочный эффект. Одна из их целей — показать родителям и детям, что да, поездку возможно организовать, пусть даже и на один день.
Волонтеры Секур Попюлер (и это важная составляющая их деятельности) сначала помогают семьям, делая каникулы «под ключ» — в трейлере или на турбазах, сотрудничающих с организацией, или в семьях, готовых принять детей на несколько дней. Участие в двухнедельном лагере в палатках тоже может быть первым шагом, дающим уверенность родителям. Такая помощь повторяется два или три лета подряд, а затем семья сама при финансовой поддержке фонда разрабатывает свой собственный проект летнего выезда на отдых.
«Мировые друзья»
Там, где к летнему отдыху добавляется стремление к взаимопомощи в масштабах всего мира, появился лагерь «Мировые друзья». Это движение Секур попюлер, объединяющее детей из разных стран — один из важнейших проектов, о которых говорит Николя. Его миссия — показать новым поколениям, что есть люди — во Франции, в Европе, в мире — которым живется непросто.
Отделение Секур попюлер в Кальвадосе и других департаментах Нормандии ежегодно организуют международные лагеря. Последний прошел в августе 2019 года. Там собрались и учились жить вместе 14 подростков из Нормандии и 12 ребят из Мавритании, Греции и Доминиканской Республики. Теперь они рассказывают о взаимопомощи, неравнодушии и сопричастности молодежи в своих странах.
В таком же духе состоялась поездка группы из семь французских старшеклассников (пяти девочек и двух мальчиков), вожатой — студентки языкового отделения — и волонтера Секур попюлер в Киров в августе 2019 года. Их принимал Центр социально-психологической помощи. Вместе с двадцатью подростками из разных школ области они провели 11 дней в лагере, а потом еще пару дней жили в семьях.
Французы были заинтересованы, открыты и полны энтузиазма, русские — любопытны, гостеприимны и терпимы. Эти две недели были очень насыщенные.
Ребята продолжают общаться через социальные сети, ожидая скорой встречи (ответный визит во Францию, запланированный Секур попюлер в 2020 году, перенесен на 2021 в связи с эпидемией covid-19).
Именно так, по словам Николя, создается дружба между народами: «Когда едешь в какую-то страну, у тебя о ней одно представление, а когда возвращаешься — совсем другое». Мы хотим продолжать.
«Взаимная поддержка не заменяет собой социальную помощь от государства»
Чтобы все это реализовать, нужны ресурсы. Мы поговорили с Николя и об этом. Сила Секур попюлер в его волонтерах. Организация собирает продукты питания, предметы первой необходимости, книги, игрушки. Она обращается к населению с просьбой о денежных пожертвованиях. Она получает европейские субсидии на продовольственную помощь (бюджет этой программы ЕС постоянно уменьшается, но очень важно, чтобы она сохранялась) и финансирование от органов местного самоуправления, а также деньги из Кассы семейных пособий для организации детских каникул. Поездка в Киров была частично субсидирована Посольством Франции в России. Организации необходимо, чтобы ее средства были стабильны и предсказуемы и чтобы «составление заявки на финансирование не занимало больше сил и времени, чем реализация самого проекта«.
Кроме того, Секур попюлер в Кальвадосе смог наладить хорошие отношения и создать сеть партнеров.
Организация сотрудничает с другими НКО и учреждениями. Лагерь «Мировых друзей» организован совместно с Федерацией просветителей и просветительниц Франции, поездка в Киров — с Лигой преподавателей и кафедрой русского языка университета города Кан.
Организация признается компетентным и серьезным помощником и социальными работниками. Однако «взаимная поддержка граждан не заменяет социальную помощь со стороны государства». Эта фраза Николя, по-моему, одна из важнейших, прозвучавших в нашей беседе.
Социальные службы и государственные структуры также должны эффективно делать свою работу. И когда Секур попюлер взаимодействует с ними, задача организации — «нащупать болевые точки государственной политики«, иными словами, показать, что не сделано и что должно быть сделано.