Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

11-янв, 10:00 Администратор 960

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на командировки в виде суточных.

Ответ:

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии с положениями статьи 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
При этом Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, установлено, что дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.
При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности суточные и полевое довольствие.
При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организации расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе учесть для целей налогообложения прибыли организаций только те расходы, осуществление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.11.2020 N 03-03-06/1/95840

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль дохода в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций, признанных должником, в том числе при проведении зачета встречного однородного требования.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ отражаются в составе доходов налогоплательщика на дату признания их должником либо на дату вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли доходы налогоплательщика в виде сумм штрафных санкций в случае признания их должником признаются соответственно на дату их признания должником.
Документом, свидетельствующим о признании должником обязанности по уплате кредитору в полном объеме либо в меньшем размере штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также возмещению убытков (ущерба), может являться двусторонний акт, подписанный сторонами (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т.п.), или письмо должника, или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.
Также самостоятельным основанием, свидетельствующим о признании должником данной обязанности полностью или в части, является соответственно полная или частичная фактическая уплата им кредитору соответствующих сумм.
Из указанного следует, что обязательным требованием для признания в составе доходов сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций является их признание должником, а также документальное подтверждение такого признания.
Проведение организацией зачета встречного однородного требования не меняет указанный выше порядок налогообложения сумм, указанных в пункте 3 статьи 250 НК РФ, поскольку в силу положений статьи 271 и статьи 272 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления доходы и расходы подлежат отражению в налоговом учете в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.11.2020 N 03-03-06/1/95159

Вопрос:

О зачете суммы налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 311 Кодекса установлено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
Подтверждение, указанное в пункте 3 статьи 311 Кодекса, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.
Также отмечается, что российская организация при обращении в налоговые органы в целях зачета в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и соглашениями об избежании двойного налогообложения сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, представляет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.
При этом сумма налога, удержанного (уплаченного) в иностранном государстве, подлежит отражению в налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, в рублях по курсу Банка России на дату удержания (уплаты) налога.
Таким образом, в целях зачета суммы иностранного налога указанная сумма, уплаченная российской организацией в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли по курсу Банка России на дату уплаты налога.
В случае если иностранный налог подлежит уплате в системе авансовых платежей, то в целях зачета сумм иностранного налога в счет российского налога на прибыль организаций каждый авансовый платеж и доплата в иностранной валюте подлежат пересчету в рубли по курсу Банка России на дату уплаты.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2020 N 03-03-06/1/94953

Вопрос:

Об отнесении к услугам театрально-зрелищных, культурно-просветительных или зрелищно-развлекательных мероприятий и учете суммы предварительной оплаты в целях налога на прибыль.

Ответ:

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (пункт 3 статьи 271 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных или зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе публичных представлений музейных предметов и музейных коллекций, следует рассматривать как оказание услуги.
При этом в статье 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) компаниями, определяющими доходы и расходы по методу начисления (подпункт 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Таким образом, при применении организацией метода начисления суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
В случае если организация формирует выручку от реализации товаров (работ, услуг) по кассовому методу, то суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль на дату фактического поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (пункт 1 статьи 273 НК РФ).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2020 N 03-03-10/94575

Вопрос:

О документах, которые оформляются и регистрируются в книге покупок при приобретении услуг по воздушной перевозке работников к месту командировки и обратно, в целях вычетов по НДС.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила), при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
В настоящее время приказами Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", от 29 января 2008 г. N 15 "Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации" утверждены формы авиационного пассажирского билета, маршрут/квитанции электронного пассажирского билета и багажной квитанции, выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которые являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
С 1 июля 2019 г. ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны выдавать покупателю кассовые чеки или бланки строгой отчетности, сформированные в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, обязаны при осуществлении ими расчетов в случаях, установленных данным законом, применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники, и выдавать покупателю на бумажном носителе либо направлять в электронной форме кассовые чеки или бланки строгой отчетности.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ для целей указанного закона под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При этом пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.
Кроме того, пунктом 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Учитывая изложенное, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях применения пункта 18 Правил в отношении приобретения услуг по перевозке работников организации к месту служебной командировки и обратно в графе 3 книги покупок, предназначенной для определения сумм НДС, принимаемых к вычету в установленном порядке, могут регистрироваться следующие документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой:
счет-фактура, выставленный налогоплательщику при выдаче проездных документов;
проездной документ, выданный в виде бланка строгой отчетности, сформированный в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ;
проездной документ, выданный по форме, установленной вышеуказанными приказами Минтранса России, в случае одновременной выдачи кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ, или с включением в проездной документ реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), а именно: QR-код или дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа. При этом работник должен самостоятельно считать QR-код, скачать кассовый чек, распечатать и предъявить его налогоплательщику-работодателю.
Одновременно следует отметить, что на основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
В указанном случае при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируется счет-фактура либо проездной документ, выданный по форме, установленной вышеуказанными приказами Минтранса России.
Одновременно обращается внимание на то, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС, принимаемого к вычету в соответствии с пунктом 7 статьи 171 Кодекса (подпункт "к" пункта 6 Правил).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.10.2020 N 03-07-09/93693

Вопрос:

АО (далее также - Общество) - непубличное акционерное общество, 100% акций которого находятся в собственности РФ. Полномочиями по осуществлению прав акционера Общества наделен Минсельхоз России. Основным направлением деятельности Общества как государственной лизинговой компании является техническая и технологическая модернизация АПК РФ.
Пунктом 1 ст. 32.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено право акционеров осуществлять финансирование и поддержание деятельности общества путем осуществления в имущество общества в денежной или иной форме безвозмездных вкладов, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций (далее - вклад в имущество общества).
Кроме того, п. п. 1 и 4.2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии могут предоставляться в виде вкладов в имущество таких юридических лиц, не увеличивающих их уставные капиталы, в соответствии с законодательством РФ.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество акционерного общества.
При этом в случае получения акционерным обществом субсидии она учитывается в составе внереализационных доходов и увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (а в случае компенсации недополученных доходов также и налогооблагаемую базу по НДС).
Учитывая различные налоговые последствия для Общества, в целях правильности начисления и уплаты налогов:
1) включается ли вклад в имущество Общества путем предоставления субсидии на компенсацию недополученных доходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
2) в случае компенсации недополученных доходов подпадает ли вклад в имущество Общества (без увеличения уставного капитала) путем использования механизма предоставления субсидии под обложение НДС?

Ответ:

Для целей налога на прибыль организаций средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.
В то же время на основании подпункта 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.
Необходимо отметить, что порядок внесения вклада в имущество акционерного общества определен статьей 32.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ).
Таким образом, доходы в виде субсидий, полученных акционерным обществом в качестве вклада в имущество акционерного общества в соответствии со статьей 66.1 ГК РФ и статьей 32.2 Федерального закона N 208-ФЗ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2020 N 03-03-06/1/93381

Вопрос:

Просим дать ответ по вопросам применения налогового законодательства в отношении расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Организация является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет свою основную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" с 01.07.2020 вступают в законную силу изменения п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, обязывающие гарантирующего поставщика осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Вместе с тем ст. 267 Налогового кодекса РФ предусмотрено создание резерва на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Правильно ли понимаем, что во исполнение обязательств гарантирующего поставщика, закрепленных Федеральным законом N 522-ФЗ, организация имеет право сформировать резерв на предстоящие расходы на гарантийное обслуживание приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования и учесть отчисления на формирование этого резерва в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль?

Ответ:

Порядок признания для целей налогообложения прибыли организаций расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию определен статьей 267 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 2 указанной статьи НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
Пунктом 4 статьи 267 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.
По истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2020 N 03-03-06/1/93380

Вопрос:

Согласно пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (ст. 15 ЖК РФ). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Учитывая вышеизложенные нормы законодательства:
1) правильно ли, что положения пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ не применяются к операциям по реализации не завершенных строительством жилых домов, ввиду того что они не отвечают критериям жилого дома, приведенным в ст. ст. 15, 16 ЖК РФ, и такие операции облагаются НДС в общем порядке? Аналогичная позиция отражена в Письмах от 02.11.2017 N 03-07-11/72103, от 13.08.2015 N 03-07-11/467755;
2) правомерно ли при реализации не завершенных строительством жилых домов заявить налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, которые в силу долгосрочного характера строительства жилого дома были предъявлены поставщиками и подрядчиками за пределами трехлетнего срока (например, на начальном этапе строительства), учитывая при этом разъяснения Минфина России об использовании права на вычет по НДС в таких ситуациях путем представления уточненных налоговых деклараций (Письмо от 13.08.2015 N 03-07-11/467755)?

Ответ:

Согласно подпункту 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При этом на основании пункта 1 статьи 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната, определения понятий которых содержатся в пункте 2 данной статьи Жилищного кодекса.
Таким образом, правовых оснований для применения освобождения от налогообложения, предусмотренного указанным подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в отношении объекта незавершенного строительства - жилого дома не имеется.
Согласно нормам статьи 171 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей к уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая изложенное, при реализации объектов незавершенного строительства - жилых домов, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), ранее использованных для строительства жилого дома, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса. В связи с этим налогоплательщику следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и при необходимости по налогу на прибыль организаций.
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 173 Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. В связи с этим налогоплательщик вправе внести в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость изменения, предусматривающие уменьшение общей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты, в случае когда налоговая декларация подана налогоплательщиком в пределах трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2020 N 03-07-10/93113

Вопрос:

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных п. п. 5, 5.1 и 6 названной статьи НК РФ. Одним из перечисленных требований является подписание счета-фактуры руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В связи с изложенным:
1) соответствует ли счет-фактура требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ, если в доверенности, выданной от имени юридического лица уполномоченным на его подписание физическим лицам, отсутствуют (скрыты маркером до нечитаемого состояния) паспортные данные и адреса регистрации доверенных физических лиц и доверителя (физического лица, действующего в порядке передоверия от имени юридического лица);
2) соответствует ли счет-фактура требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ, если доверенность от имени юридического лица на его подписание уполномоченными физическими лицами выдана единоличным исполнительным органом этого юридического лица в порядке передоверия, при этом названная доверенность не удостоверена нотариально?

Ответ:

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.
Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
При этом порядок оформления приказа (иного распорядительного документа) по организации или доверенности от имени организации, предусматривающих полномочия лиц на подписание счетов-фактур, нормами Кодекса не регулируется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.09.2020 N 03-07-09/85478

Вопрос:

О переходе на УСН организации, если в ее учредительные документы внесены изменения в части состава учредителей и доля участия в ней других организаций не превышает 25%.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) представление документов для регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая изложенное, организация, применяющая общую систему налогообложения, вправе перейти на УСН при соблюдении положений главы 26.2 Кодекса с 1 января года, следующего за годом, в котором внесены изменения в ее учредительные документы об изменении состава учредителей, согласно которым в уставном капитале организации доля других организаций не превышает 25 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.04.2020 N 03-11-11/29952.

Источник: рассылка КонсультантПлюсскачать dle 12.0