Настоящее и будущее: как сотрудничать НКО и бизнесу

23-дек, 10:37 Администратор 160
Фото: Vardan Papikyan / Unsplash
Зачем НКО искать стартапы и как привлекать к работе региональный бизнес.

С 19 по 20 декабря в Москве в Центре «Благосфера» прошла межрегиональная конференция «Благотворительность в провинциальной России: больше чем партнеры«. Ее организовал Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант». 

В будущее с ошибками

Что ждет благотворительность, поговорили на иммерсивном паблик-токе, открывшем конференцию. Участники, представители региональных некоммерческих организаций, высказывали разные точки зрения: благотворительный сектор будет профессионализироваться, новые технологии автоматизируют большинство рутинных задач, государство либо усилит свое влияние на сектор, либо постепенно снизит, у НКО появится конкурентный продукт или они вообще исчезнут. 
Тренды: импакт-экономика Подробнее Дарья Алексеева, основатель Благотворительного фонда «Второе дыхание», считает, что НКО нужно будет искать бизнес-партнеров, которые могли бы обеспечивать их актуальными технологиями. По ее словам, может получиться так, что либо крупный бизнес или государство будут покупать НКО как технологию, либо сама НКО купит какой-то стартап, который будет с ней расти. И такие примеры уже есть.
Так, вместе со «Вторым дыханием» растет маленький региональный IT-бизнес, который разработал и продал фонду датчики заполняемости контейнеров для одежды.
Контейнеры «Второго дыхания» и Дарья Алексеева. Фото: Дима Жаров / АСИ
Трендом станет то, что у НКО будет все больше средств на новые технологии и риски.
«В будущем каждый из нас, я убеждена, хоть раз пошлет своим донорам рассылку со словами о том, что у нас ничего не получилось. Извините, мы собрали с вас 15 млн рублей, сделали вот такую историю, и ничего не вышло, мы облажались», — отметила Алексеева. 
По ее словам, если сделать так сейчас, все среагируют требованием закрыть НКО. А в культуре стартапов никто не даст средства, если не было хотя бы несколько провалов. 
«Я считаю, что венчурная филантропия — культура провалов, поиска гипотез. А сейчас  у нас нет достаточно ресурсов, чтобы внедрять инновации и искать идеальное решение», — добавила она. 
По мнению Алексеевой, в будущем НКО приблизится в бизнесу. И не только в части использования CRM-систем, планирования рабочего дня и премий, но и в культуре восприятия ошибок и денег. Так НКО станут более гибкими. 
Сейчас, по словам основателя «Второго дыхания», НКО в основном работают с безвозмездными деньгами. Практически никто не берет займы и не привлекает инвестиции, не создают компаний, которые будут зарабатывать на некоммерческую деятельность. В будущем это должно меняться. 
Фото: Han-Hsing Tu / Unsplash
Если НКО получат возможность привлекать инвестиции, объем средств сильно увеличится. «Второе дыхание» привлекло несколько десятков миллионов рублей, которые со временем нужно вернуть в качестве дивидендов. Это означает, что инвесторы будут довольны, потому что они начнут зарабатывать на благотворительности не только в репутационном плане. 
В будущем у каждого человека будет личная практика благотворительности, считает Сергей Попов, основатель проекта Reditus. 
«Я уверен, что в будущем благотворительность будет во всем, каждый будет заниматься благотворительностью», — отметил он. 

Настоящее с результатом

Когда НКО работает с локальным бизнесом, тот сразу хочет видеть результат, восхищенные глаза тех, кому помог, отметила Марина Михайлова, директор центра «Гарант». На деятельность НКО денег давать не хотят. 
После пандемии: как НКО и бизнесу работать дальше Подробнее Это происходит потому, что НКО говорят «дайте денег на меня», а не объясняют, как это помогает, считает Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина. 
«Мы с этим столкнулись в нашем совместном с АСИ проекте “НКО-Профи”, когда стали рассказывать о профессионалах некоммерческого сектора. Первое, что делали журналисты в проекте, — рассказывали о проблемах благополучателей, а не о людях, которые работают», — рассказала Орачева. 
По ее словам, стоило больших усилий показать, что в секторе работают профессионалы и они нужны, чтобы становилось лучше. 
«Я бы предложила перестать делить вот это на организацию, а вот это на помощь, а комплексно смотреть на то, как мы работаем», — отметила Орачева. 
Как отметила Михайлова, показывать профессионалов сектора очень важно, потому что как только предприниматели понимают, что человек из НКО не «паперть церковная, которая приходит клянчить что-то, а профессионал», начинают по-другому разговаривать. 
Некоммерческие организации для бизнеса интересны своими социальными услугами, уверена Марина Михайлова, программный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». По ее словам, с бизнесом надо разговаривать проще, рассказывать, что мы делаем, почему мы делаем это лучше других, какую проблему мы можем решить, почему нам верят и доверяют.
Фото: krakenimages / Unsplash
В развитии региональной благотворительности очень помогает, когда организации объединяются и работают в партнерстве, считает Мария Черток, директор Фонда развития филантропии «КАФ». 
«Меня не покидает ощущение, что если мы просто будем хорошо делать свое дело, бизнес к нам придет», — сказала Орачева.
Помогает и наличие инициативных, неравнодушных людей на местах и сообщества, добавила она.
Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.
скачать dle 12.0