Мария Зеленова: «Буллинг — это не игра»
Во время учебы в церковно-приходской школе при монастыре 18-летний выпускник часто подвергался буллингу. Почему агрессия становится частым последствием издевательств и как этого избежать, рассказала клинический и кризисный психолог, медиатор, руководитель психологической службы благотворительной организации «Журавлик» Мария Зеленова.
«Буллинг — это не конфликт в моменте»
Чтобы предотвратить буллинг, надо прежде всего разобраться, что такое буллинг. Это не какая-то конкретная ситуация, не конфликт в моменте, когда есть равные стороны.Это всегда достаточно затяжная история, где присутствует неравенство сторон, где всегда есть количественное превосходство — в первую очередь, но есть также превосходство по иерархии или физической силе.Соответственно, есть элемент вовлечения каких-то других людей в эту историю и систематическое уничижительное обращение с человеком — жертвой.
Это регулярное воздействие, регулярная ситуация насилия, в которую вовлекаются разные люди.Есть в этом важный момент: если при конфликте люди могут поспорить, а затем разойтись в разные стороны, даже если обижаются друг на друга и был какой-то большой всплеск агрессии. Тем не менее, есть большой шанс, что они больше не встретятся и ситуация разрешится сама собой. Потому что люди перестанут общаться. Когда мы говорим про буллинг, в этом случае такого итога нет.
При буллинге история будет повторяться регулярно, и от вербальной агрессии она перейдет в физическое воздействие, потому что у жертвы нет возможности выйти самостоятельно из ситуации буллинга. Агрессор не останавливается и не понимает зачастую, какой серьезный ущерб он наносит жертве. Новые люди вовлекаются в свиту агрессора и соответственно инициируют новые способы травли и буллинга. То есть эта ситуация выходит окончательно из-под контроля.
Если буллинг провоцирует взрослый человек, то все становится еще сложнее, поскольку дети это подхватывают, а взрослый — априори для школьника — тот, кто выше стоит по иерархии, обладает большей властью и значимостью. Он может как разрешить конфликт, так его и усугубить. Соответственно, в этой ситуации вообще непонятно, что делать.Поскольку все из детства знают, что взрослых нужно слушаться, а когда взрослый человек инициирует насилие или грубое обращение, агрессивное воздействие, то противостоять этому очень сложно.
Это могут только дети, у которых все в порядке с границами, и они четко могут отстаивать себя, говорить «нет», обращаться за помощью ко взрослым, к своим родителям, которые приходят на помощь в первую очередь. Он знает, что с ним так нельзя обращаться. Но таких, к сожалению, не так много.
Поэтому для того, чтобы буллинг предотвратить, важно информировать о том, что такое буллинг.
Ситуация неравноправия
Очень важно, чтобы дети, школа и родители четко и ясно понимали, что буллинг — это ситуация неравноправия, что это не игра, что это не «у нас такой возраст» и не то, что пройдет само собой.Это ситуация насилия, в которую должны вмешаться взрослые, на которую обязаны отреагировать классный руководитель, школьный психолог, а при необходимости и администрация, и директор, и другие родители.Отреагировать кооперацией. Не поиском виноватых, не перекладыванием ответственности, а кооперацией с целью помочь детям коммуницировать, помочь детям проговаривать, что происходит и чем они недовольны. Понимать, что они сейчас творят, и решать эти вопросы как-то иначе, более эффективно с точки зрения коммуникации.
Всегда ли учитель может распознать буллинг? Подробнее
Если человек знает, что он имеет некий вес в этом коллективе и в обществе в целом и может говорить о том, что ему неприятно, что не нравится, идти за помощью и получать эту помощь — самое главное.
К сожалению, ученики часто не идут за помощью, потому что боятся, что станет еще хуже, что взрослые проигнорируют либо скажут, чтобы разбирался сам. Или, еще хуже, будут говорить «Зачем ты так себя ведешь?» Потому что очень часто взрослые считают это своей посильной помощью.
При травле в ребенке обычно находят какой-то дефект, а дефектом может стать абсолютно все, что угодно: и вес, и цвет кожи, и религия, и успеваемость, красота и не красота.Совершенно не важно, что конкретно будет не так в этом человеке, потому что на самом деле вот это «не так» ищет эта конкретная группа, где устанавливают определенные правила и от группы зависит, кто будет выделяться.
Взрослые считают, что самый простой способ — рассказать детям, что им в себе исправить. Если тебя травят за цвет волос — перекрась волосы. Если тебя травят за одежду, переоденься. Если толстая — похудей. Это не учит ничему, кроме того, что сомневаться в себе еще больше и убеждаться, что никто никогда тебе не поможет.Доведенный до отчаяния ребенок, не видящий выхода из этой ситуации, может переходить к ответным вспышкам агрессии. И, к сожалению, шутинг, бомбы и другие методы агрессивного воздействия на окружающих, когда страдает большое количество невиновных, как раз яркий пример того, как это происходит.
Кто должен выявлять? Здесь один человек не может решать все. И если в школе принята Антибуллинговая хартия (которую можно скачать на нашем сайте Травлинет.РФ), то намного легче и проще дальше взаимодействовать всем вокруг, потому что и учителя, и дети, и родители четко и ясно себе представляют, что это такое и как на это реагировать, если вдруг это появилось. В хартии четко и ясно описано, что такое буллинг и его последствия, кто за это несет ответственность.
Поэтому здесь вопрос в системе, чтобы все были осведомлены, были общие правила поведения и взаимодействия. Чтобы проводились «уроки дружбы», например, чтобы дети могли познакомиться друг с другом ближе, узнать друг друга, понять сильные и слабые стороны. Соответственно, учиться разговаривать друг с другом, а не группироваться.
Учиться ладить с разными людьми. Выходить на совсем другой уровень общения, когда есть возможность узнать, что на самом деле беспокоит и без унижений оппонента и агрессий в его сторону.
Угроза для детей
В нашей культуре, к сожалению, распространено представление: кто сильный, тот и прав. Достаточно жив стереотип о том, что тот, кто жалуется, — уязвимый и ябеда, что так себя вести нельзя. «Классные» и «крутые» справляются со своими проблемами самостоятельно.В Instagram начинается антибуллинговая кампания #травляНЕветрянка Подробнее
Когда происходят конфликты среди взрослых на работе, то мы обращаемся в HR или идем к руководителю — к тем, кто может рассудить нас, равных по силе и статусу, и принять какое-то важное решение для урегулирования конфликта.
Здесь примерно то же самое: дети должны обращаться за помощью к психологу или классному руководителю. К людям, которым они доверяют, с пониманием того, что это не проявление слабости.
Просьба в ситуации буллинга — это крик о помощи, поскольку люди, которые травят, причиняют регулярный вред, и это опасно.Это скорее взывание к организации своей безопасности. Если он ничего делать не будет, то он подвергается опасности. Этот момент очень важен. Не будет чувствовать себя комфортно, даже если никого не трогает и ничего не делает.
Главный урок — мы должны быть внимательней и человечней друг к другу. Мы должны слышать и четче, яснее формулировать, что конкретно нас беспокоит и что мы переживаем, избегая каких-то грубостей и наездов, учиться объяснять человеку, учиться видеть его эмоции и реагировать на это. Мы все должны учиться, в первую очередь взрослые, чтобы потом учить этому детей.
Что касается буллинга или другого насилия, то важно информирование.
Очень важно, чтобы был четкий и понятный пошаговый инструктаж, как идти, куда идти и что делать.Чтобы все стороны понимали, что происходит. Очень часто буллинг по-разному все трактуют, соответственно, проблемы не видно. А когда проблему замалчивают или ее не могут определить и выявить, дальше с ней работать невозможно.
Записала Елена Алмазова
Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ.