«НКО лучше нас понимают и чувствуют градус социальных проблем»

07-дек, 06:00 Администратор 202
Евгений Хузин. Фото: страница культурного пространства «Часовой завод» в Перми. https://vk.com/chasovoy.zavod
Кто и как поддерживает НКО в Пермском крае и как сами организации развивают регион — интервью директора департамента общественных проектов Прикамья.

С 2019 года в Пермском крае составляют ежегодный рейтинг районов, муниципалитетов и городских округов по поддержке социально ориентированных НКО. А весь 2021 год в регионе работал впервые учрежденный Фонд грантов губернатора, он стал единым грантооператором на уровне субъекта.
Кто и как поддерживает НКО в регионе, Агентству социальной информации рассказал директор департамента общественных проектов администрации губернатора Пермского края Евгений Хузин.
Почему вы читаете этот текстТекст — часть спецпроекта «Люди места», посвященного 10-летию Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Раз в месяц Агентство социальной информации рассказывает об одной из программ фонда, с помощью экспертов и авторов проектов подводя итоги работы и анализируя эволюцию программы.
Мы рассказываем самые интересные истории людей, которые придумали способ изменить деревню, село или район вокруг себя через культуру, проекты для старшего поколения, поддержку родительства или массовый спорт, и описываем технологии, которые можно тиражировать как на уровне организаций и ресурсных центров, так и в масштабе целых регионов.

Для чего нужны НКО, чем они полезны для местного сообщества и региона в целом?

НКО помогают жителям решать совместными усилиями насущные проблемы на малых территориях. Но помимо того что НКО готовы брать на себя функции по решению социальных вопросов для местных сообществ, у них еще есть важнейшая социальная миссия — формирование доверия. Подавляющее большинство проблем сейчас не экономического характера, это проблемы доверия [общества] к власти, ее решениям.

Что собой представляет рейтинг территорий по поддержке НКО и как он формируется?

В Рейтинге муниципальных районов, муниципальных, городских округов края по реализации механизмов поддержки СО НКО оцениваются 13 показателей, и первый – количество НКО на 10 тысяч населения в конкретном муниципальном образовании.
Второй показатель — сколько жителей вовлечено в добровольчество и работу по решению вопросов местного сообщества. Следующие четыре пункта оценивают нормативно-правовую базу поддержки (есть ли отдельная муниципальная программа по поддержке НКО, их системному бюджетированию, насколько территория включена в поддержку местного предпринимательства).
Далее идут показатели имущественной и информационной помощи: есть ли помещения, переданные безвозмездно в пользование НКО, раздел о поддержке НКО на сайте муниципального образования и так далее.
Наконец, в рейтинговании учитывается, насколько на территориях реализуются возможности НКО участвовать в грантовых конкурсах, доля бюджета в софинансировании проектов и доля населения, получившая услуги от местных НКО.

Еще по теме Общественная палата РФ оценила уровень развития некоммерческого сектора в регионах

Есть ли сферы, в которых деятельность прикамских НКО развита лучше? С чем связано лидерство?

У нас это традиционно такие направления: охрана здоровья, популяризация здорового образа жизни, спорт, поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, проекты в области науки, образования, просвещения. Именно эти направления развиты шире потому, что НКО лучше нас понимают и чувствуют градус социальных проблем, чутко отражают задачи, которые надо решать в регионе.

От чего зависит желание жителей малых населенных пунктов создавать НКО?

Мне кажется, от того, насколько жители видят свои проблемы, а главное — насколько они чувствуют возможность дальнейшего роста. Например, оказывает ли помощь глава поселения, начиная с создания организации и заканчивая имущественными и финансовыми мерами поддержки.
После создания Фонда грантов губернатора мы взяли на себя функции по обучению НКО, формированию и совершенствованию инфраструктуры поддержки организаций в регионе. Первым делом проехали по всем территориям, чтобы посмотреть, какие есть недочеты в компетенциях, чтобы их подтянуть, дать возможность получить финансирование.
Результат — в первом региональном конкурсе социальных проектов для НКО Пермского края, итоги которого подвели в конце августа 2021 года, победителями стали 87 проектов на общую сумму более 88 млн рублей. Из числа победителей 59 организаций ранее не участвовали в конкурсе губернаторских грантов, 41 организация не имела опыта подачи заявки на конкурс грантов Президента РФ, 23 НКО вообще впервые выиграли грант на реализацию проекта.
Так что желание создавать НКО зависит от возможности видеть перспективы поддержки.

Получается, недавно начавший работу Фонд грантов губернатора Пермского края стимулировал движение по созданию новых НКО?

Да, тенденция стала заметна сразу, и сразу мы увидели много новичков среди НКО. Причем мы приняли решение сделать ниже проходной балл для тех, у кого меньше запрашиваемая сумма гранта. А на маленькие суммы претендовали как раз малые, дальние территории края. И это сыграло роль в том, что они получили гранты на реализацию своих инициатив. Раньше, до создания единого губернаторского фонда, львиную долю грантов получали НКО Перми, потому что у них было больше возможностей и компетенций.
Окрыленные: кто смог превратить малые территории в центры культурной жизни Подробнее

Приведите пример, когда после получения поддержки работа НКО меняла жизнь местного сообщества к лучшему.

Например, территория Кизеловского угольного бассейна после закрытия шахт стала называться «вымирающей», «депрессивной». Тем не менее, люди там живут, и у них есть свои местные сообщества. Благотворительный фонд «Лучи помощи» из Горнозаводска объединяет родителей и детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, многодетные и малоимущие семьи. Они [фонд] занимаются социальной реабилитацией таких детей, хотя там даже для здоровых детей нет никакого качественного досуга.
Фонд опросил своих подопечных и выяснил, что 89% детей и подростков не посещают дополнительные занятия из-за отсутствия средств, да и занятий тоже. В этом году впервые организация подала заявку на грант по проекту «Здоровый досуг» и выиграла. Причем сумма не очень большая, 466 тысяч рублей, но они четко посчитали все средства для преодоления проблем.
По этому проекту они проведут целую серию мероприятий, причем не только у себя в Горнозаводске, но и в прилегающих поселках Кусье-Александровском, Пашия, Сараны, Станция Бисер, Старый Бисер, Теплая Гора, Промысла и Медведка. Проект не имеет аналогов в масштабах Горнозаводского городского округа, где живут чуть больше 20 тысяч человек в 19 населенных пунктах.

Какие еще институции, кроме Фонда губернаторских грантов, системно вносят лепту в процесс поддержки НКО в Пермском крае?

Самые крупные — Фонд президентских грантов, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Хорошее подспорье для поддержки местных сообществ на территориях присутствия — гранты компаний «Лукойл» и «ОМК».

В Пермском крае есть проекты, победившие в конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел» Фонда Тимченко. У конкурса есть несколько ступеней, первая — просто грантовый конкурс, вторая — конкурс по развитию партнерств, для реализации проектов по нему требуется софинансирование, третья — развитие на местах уже своих ресурсных центров по развитию культуры. Что можно сказать об этих проектах, как складывается сотрудничество их авторов с администрациями?

Мы работаем с местными администрациями, и, насколько я знаю, они довольно охотно работают в партнерстве по реализации этих проектов. Главы территорий активно включаются, и у меня нет информации, чтобы кто-то жаловался на отсутствие поддержки.
Проекты-победители "Культурной мозаики" в Пермском крае

Существует ли опыт, когда качество жизни в малом населенном пункте края улучшилось благодаря инициативным жителям и НКО?

Можно привести в пример социальный проект «НЕобычная семья» районной организации общества инвалидов из села Большая Соснова. В Большесосновском районе живут 1236 человек с инвалидносью, большинство из них — активные и творческие люди, но мероприятий и культурных событий в районе не так много.
В 2019 году активистка Ирина Писарева реализовала в районе социально значимый проект «Терапия радостью», тогда впервые для детей с ОВЗ стали доступны занятия на дому. Инициатива получила большой отклик среди родителей, а авторы «НЕобычной семьи» решили, что в селе нужно создать площадку для общения и социокультурной реабилитации.
Благодаря гранту, который выиграл проект «НЕобычная семья», в Большой Соснове станет больше занятий и мастер-классов для детей с ОВЗ, откроются сенсорные площадки для взрослых и детей, соответственно их досуг станет более разнообразным и улучшится качество жизни.
На малых территориях в Пермском крае развивают и детский хоккей, не без помощи того же Фонда Тимченко и программы «Добрый лед». Тренеры-общественники собирают детские дворовые команды – как, например, полицейский Михаил Колегов в Елове или супруги Килины в Куеде. В 2021 году поддержку получили проекты строительства хоккейных коробок в Куединском и Ординском муниципальных округах, возведение теплой раздевалки рядом с уже имеющейся спортплощадкой в Бардымском муниципальном округе. Это пример, когда процесс после запуска одного проекта распространился по всему краю.

Какие малые территории края особенно нуждаются в создании и развитии там НКО и какова вероятность, что их поддержат?

Это районы, где непростая социально-экономическая обстановка. Это территории Кизеловского угольного бассейна, где реально есть востребованность в том, чтобы все субъекты включались: и власть, и бизнес, и некоммерческие организации. У властей на повестке активная поддержка некоммерческих организаций в Коми-Пермяцком округе, там есть важные вопросы сохранения национальной самобытности. Это касается и наших национальных территорий, где надо сохранять национальный колорит и культуру, как в Бардымском районе. И везде, в первую очередь,нужно решать вопросы социального характера.
скачать dle 12.0