Оставаться людьми: как и зачем делают театр в тюрьме в Воронеже
Условия для творчества
Глобальная переработка текста и несколько месяцев репетиций: из большого романа руководитель проекта «Свобода творчества» и театральный педагог Наталия Лазарева вычленяла сцены, которые можно воплотить имеющимися актерскими красками – преимущественно мужским коллективом. «Преступление и наказание. Сцены из романа» – схематичное отражение разных теорий, заложенных в мысли и поступках героев классического произведения.«В нашем спектакле нет ключевой сцены убийства старухи-процентщицы, потому что мы не хотели делать кровавую историю. Наш сюжет – это воспоминания Раскольникова в каторге о всех встречах с важными персонажами, которые живут иначе, чем он. Эта история про разочарование Раскольникова в себе, про его приход к покаянию через суд», – рассказала АСИ Наталия Лазарева.С проектом «Свобода творчества» театральный педагог зашла в исправительную колонию в 2018 году, тогда же образовался коллектив «Театр_ИК-2». Наталия Лазарева уверена в терапевтическом свойстве искусства: через театр однажды оступившиеся ребята проходят ресоциализацию и адаптируются к жизни в социуме.
«Разумеется, в этом есть воспитательная функция. Я против того, чтобы в исправительных учреждениях только наказывали. Это очень важная работа – создать условия для креативного мышления, научить через театральную условность проживать непростые эмоциональные состояния и жизненные ситуации», – добавила в беседе с журналистом АСИ педагог.Спектакль «Преступление и наказание. Сцены из романа» состоялся благодаря финансовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Премьера в стенах уголовно-исполнительной системы состоялась в конце ноября. Впервые видеоверсия постановки доступна широкой аудитории, найти ее можно в Сети.
Быть лучше офицера
В социальных сетях появился также радиоспектакль «Чемодан» по произведению Сергея Довлатова, сделанный усилиями той же творческой команды. Постановка прозвучала во всех исправительных учреждениях УФСИН России по Воронежской области еще в конце октября, но выложена в открытый доступ только сейчас – совместно с видеоверсией «Преступления и наказания».Хитрый брат Довлатова, строгий майор, отчитывающий солдата за нарушения, фарцовщик… Так как в сборнике рассказов Довлатова много героев, некоторым осужденным пришлось играть сразу несколько разноплановых ролей, стараясь перевоплотиться буквально по щелчку – все как у настоящих профессиональных артистов. В творческий процесс Наталия Лазарева вовлекла даже офицеров.
«Сначала я сомневался, надо ли это мне вообще, но по итогу получил заряд бодрости и уникальный опыт. Даже момент здоровой конкуренции на репетициях сработал, я увидел, как заключенные от дубля к дублю старались играть лучше. Для них это – «Ничего себе! Я же лучше офицера буду». Думаю, что подал хороший пример. В ИК-2 содержатся впервые осужденные, они, как пластилин, и, если есть у них стремление и желание развиваться в творчестве, мы должны их в этом поддержать», – рассказал АСИ начальник пресс-службы УФСИН России по Воронежской области Сергей Куренков.Для Наталии Лазаревой возможность объединить в решении единой творческой задачи офицеров и осужденных – иллюстрация отсутствия преград между людьми.
«Когда за один микрофон встают вольная женщина, сотрудник УФСИН и осужденный, у нас стираются статусы. Мы просто три артиста, которые записывают свои партии для спектакля. Это и есть основная цель проекта «Свобода творчества» – оставаться людьми, несмотря ни на что», – пояснила АСИ Наталия Лазарева.Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.