Песок со смыслом
Шоу «Мы не песок» на фестивале «Выкса | Арт-овраг» в Нижегородской области объединило людей, которые никогда бы не пересеклись в обычной жизни.
Место действия — пустующий ангар Выксунского пассажирского автопредприятия. Когда попадаешь сюда с улицы, трудно сразу понять, что происходит. Откуда-то из кучи песка вырастает человек. Он начинает танцевать с обручем. Под «куполом» делает пируэты воздушная гимнастка. На импровизированной сцене исполняется рэп, он сливается с хором ветеранов. В ангар на полной скорости въезжает автомобиль и делает «полицейский разворот». Прожектор выхватывает из темноты то беймиксеров, то исполнителей брейк-данса.
Это шоу «Мы не песок», идет репетиция.
Танец на Лебедином озере
Артем Ремизов — безработный. Его виртуозный танец на Лебединке, где он тренировался в одиночестве, привлек внимание художественного руководителя Упсала-цирка Ларисы Афанасьевой, которая приехала в Выксу в поисках талантов. Неожиданно для себя Артем стал на несколько дней артистом цирка.
Упсала-цирк — российский цирк, автономная некоммерческая организация, занимающаяся социальной адаптацией беспризорных детей и подростков, а также детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов цирковой педагогики. Работает в Санкт-Петербурге с 2000 года. Цель организации — социализация детей и создание условий для их всестороннего развития.
Вместе с Артемом и цирковыми артистами на «арену» вышли еще 50 местных жителей.
«Когда мы приехали в Выксу, кинули клич и нашли здесь много творческих людей, — рассказывает коллега Ларисы, режиссер цирка Анна Березина. — Это были представители разных культур, разных поколений — от бабушек до детей, и каждый из них занимался чем-то творческим и очень любил это, несмотря на все, что происходит у нас в стране и у них в городе».
«А когда любишь, неважно, что у тебя дома и что у тебя со здоровьем, ты просто идешь и делаешь свое дело.
Здесь происходят настоящие чудеса: люди живут в одном маленьком городе и не знают друг друга, и вдруг они знакомятся и начинают общаться.
Это очень круто», — добавляет Анна Березина.
Шоу собрали в рекордные сроки за три заезда в мае и на репетициях за неделю до первого уик-энда.
Некоторые из участников поначалу скептически отнеслись к выступлению «в цирке». Принято считать, что цирк — это что-то невероятное и очень специфическое, что «человек с улицы» не может быть артистом.
Певицы из хора ветеранов время от времени пожимали плечами: «В чем это мы таком, собственно говоря, участвуем?»
«Однажды перед репетицией наши мастера автоспорта выставили свои машины перед гаражом, открыли их и врубили музыку. И хор ветеранов танцевал под их треки. Для них это стало зарядом бодрости, а скептицизма как не бывало. У нас нет задачи сделать из них профессиональных артистов. Мы хотели показать им: можно смиксовать то, что, казалось бы, не миксуется, — спорт, песни, танцы, маленькие, взрослые, старые, все разные и все вместе».
По словам Ольги Дмитриевой, специфика подобных проектов состоит в том, что нет стабильности, нет гарантий того, что тот или иной человек действительно будет участвовать. Здоровье, работа, другие приоритеты. Ты говоришь: «Давайте проведем репетицию», а тебе отвечают: «А у меня сегодня день рождения тещи».
«И ты относишься с пониманием, потому что для человека семья — это приоритет, понятно, это мы сумасшедшие из мира искусства, которые готовы все бросить».
Важно, чтобы люди знакомились, узнавали друг друга, начинали взаимодействовать не как «противоборствующие стороны». Чтобы старики, например, не ворчали на автомобилистов: мол, мешают наслаждаться прогулкой по городу.
«Чтобы они и сами друг друга узнали, и те, кто приходит на представление (только на первый уик-энд на шоу «Мы не песок» в общей сложности пришли 1000 человек), чтобы выксунцы тоже узнали о том, что среди них есть такие люди, — отмечает Ольга Дмитриева. — Есть очень высококлассные, есть парень, который занимается воркаутом. Он делает сложные трюки на высоком уровне».
Иногда сложно отличить, где артист цирка, а где человек с улицы.
На этой волне местным жителям важно продолжать делать что-то свое, уверена Дмитриева:
«Местные ребята чуть-чуть раскачались в плане того, что можно проявлять инициативу и говорить о том, что хочется делать. И очень хорошо было бы, если бы у них получились внутренние коллаборации, например, музыканты и спортсмены. Чтобы они посмотрели друг на друга под другим углом. Важно поддержать их в этом, важно сказать: «Да, классно, что ты так видишь, надо тебе продолжать так же видеть, творить и развиваться».
Лица
Николай Луньков и Александр Коротков принимают участие в шоу со своим проектом «Сделай выбор».
Николай работает слесарем на заводе ОМК. «Мы выходим на подиум, исполняем рэп, на припевах нас поддерживает хор ветеранов, — говорит Николай.
Концепция нашего трека: необходимо делать выбор в пользу чего-то важного, чего-то нужного, а не сидеть целыми днями дома и прозябать».
Александр — композитор, поэт, рэп-исполнитель, приверженец музыкального стиля jazz-funk jam, известный под сценическим псевдонимом Harmoniq Music, автор проекта «Слово. Звук. Образ». Занимается исключительно творчеством.
«Моя жизнь – только музыка. Я не хочу работать на дядьку, я хочу прожигать себя в искусстве, чтобы до конца понять его подлинный смысл», — заявляет Александр.
Дмитрий Печников и Григорий Меркулов уже шесть лет профессионально занимаются дрифтом, принимают участие в соревнованиях.
Дрифт — вид автоспорта, характеризующийся использованием управляемого заноса на максимально возможных для удержания на трассе скорости и угла к траектории. Соревнования проводятся на сухом асфальте, на трассах с большим количеством поворотов. Используются автомобили только с задним приводом.
Григорий работает на заводе на трубном производстве, нарезает на трубах резьбу.
Автомобильным спортом ребята увлекаются всерьез.
«С виду машина для дрифта выглядит как самый обычный автомобиль, — рассказывает Григорий. — А на самом деле вся начинка там абсолютно нестандартная. Подвеска меняется, устанавливаются более мощный мотор, агрегаты, делающие дрифт в заносе сильней».
Подробнее
Спорт преимущественно зимний, уточняет Григорий. Зимой машины выходят на лед. Принимаются все меры для того, чтобы это было безопасно: измеряется толщина льда, все рассчитывается по формулам.
Сегодня молодые люди ездят на свой страх и риск.
Полиция не одобряет их увлечение, несмотря на то что за шесть лет в городе с ними не произошло никаких эксцессов.
Между тем 18-летние проявляют к этому виду спорта большой интерес. Помимо всего прочего, он доступен: такую машину можно купить за 30 тыс. рублей.
Молодежи нужна площадка, чтобы тренироваться, но пока ее нет.
«Город должен увидеть свой потенциал, свое богатство, — считает Лариса Афанасьева. — Это высокого уровня профессионалы. Будет хорошо, если администрация, которая сегодня осуществляет в Выксе классные изменения, сделает еще один шаг и поможет парням организовать площадку для того, чтобы они перестали восприниматься как маргиналы, совершающие незаконные действия, и могли представлять Выксу за ее пределами».
Художественный руководитель оркестра «Культурно-вежливые» Данил Кононов обучает игре на духовых инструментах детей в музыкальной школе. В шоу его пригласили вместе с оркестром, в котором играют жители Выксы. Многие из них закончили музыкальную школу. Есть профессионалы, которые преподают в этой же музыкальной школе. Один военный в запасе, кто-то работает на заводе. Самый старший оркестрант преподает в школе физкультуру. Люди деятельные, регулярно репетируют.
«Если ты учился музыке, она остается внутри тебя, от этого не избавиться. Все равно так или иначе затягивает», — улыбается музыкант.
Помимо фестиваля, музыканты проводят концерты, участвуют в конкурсах, играют на свадьбах и юбилеях.
«Наш коллектив не муниципальный, мы ни при ком не состоим. Сейчас пытаемся добиться официального статуса, но пока мы просто сообщество друзей», — отмечает Данил Кононов.
У хора ветеранов есть официальный статус — академический.
«Мы любим музыку, любим и танцевать, и петь», — рассказывает участница хора Валентина Пегова. Живет в рабочем поселке Дружба, поет в хоре 20 лет.
Актриса Ирина Пегова — ее дальняя родственница.
У Валентины четыре правнука. Работала в строительной компании, разносила газеты. Перенесла операцию на сердце, но репетиции, которые проводятся два раза в неделю, старается не пропускать.
Тата Польди — цирковая артистка в шестом поколении.
Тата «работает воздух» с 13 лет.
Сейчас ей 32, и официально она уже на пенсии. Но на самом деле продолжает работать в разных жанрах, на разных площадках, на разных высотах, с разными объектами — с открытым пространством, на технических кранах, над водой.
В Упсала-цирке Тата работает ведущим тренером четвертого курса. Это «курс хулиганов» — дети из групп социального риска. У нее занимаются также дети с синдромом Дауна.
«Мы учим всех детей чувствовать себя свободными, учим летать, раздвигаем границы, — говорит гимнастка. — Мы стараемся ориентироваться на личность. Если у человека есть большое желание выступать в цирке, мы стараемся это желание поддержать и развить».
По мнению Таты Польди, Выкса — это классный эксперимент:
«Это действительно интересный образ связи поколений.
Разные картинки складываются в одно большое красочное панно».Мы берем истории людей, берем свою историю и делаем общую картину. Что-то вроде пэчворка.
Философия песка
Главный герой шоу «Мы не песок» — это песок. Из песка появляется человек, на протяжении всего представления песок откуда-то высыпают, рассыпают, метут и развеивают.
Как рассказала руководитель Упсала-цирка Лариса Афанасьева, она сама родилась в маленьком городке, и, приехав в Выксу, сразу почувствовала это настроение маленького города:
«Мы песчинки в большом хаосе мира и ни на что не можем повлиять».
«На самом деле это наше большое заблуждение, — уверена Афанасьева. — Мы, конечно, не песок, мы личности. Мы убедились в этом, когда познакомились с потрясающими людьми, начиная от хора ветеранов, где самому старшему участнику за 80, и заканчивая городскими хулиганами, которым по 17–18 лет, которые дрифтуют на машинах».
Кроме того, выяснилось, что в Выксе добывается карьерный песок:
«Мы решили, что песок как образ — это очень интересная вещь. Поэтому высказывание наше о том, что мы, с одной стороны, рождены из этого песка, а с другой — у нас есть всегда шанс оставить после себя что-то, сделать какую-то форму из него».
В первый момент, узнав, как называется шоу, дамы из хора ветеранов насторожились: не означает ли это, что они настолько старые, что из них уже сыпется песок?
«На самом деле в этом ничего нет обидного. Даже если вы настолько стары, что из вас сыпется песок, вы прокладываете по этому песку дорогу, по которой идти следующему поколению, – уверяет Лариса. – Время быстротечно — еще один смысл. Как команде нам было интересно играть с этой формой, придумывать какие-то сообщения. Насколько они прочитались, не знаю, но что нам было интересно поиграть в этой большой песочнице в ПАПе, это точно».
Фестиваль «Выкса | Арт-овраг» проводят Объединенная металлургическая компания и фонд «ОМК-Участие» ежегодно с 2011 года.
Это единственный в России пример культурного проекта, развивающего целый город. Программа фестиваля объединяет современное искусство, театр, паблик-арт, музыку и спорт. За 10 лет существования фестиваля в Выксе было создано около 100 стрит-арт работ, паблик-арт-объектов и объектов городского дизайна, запущена программа промышленного туризма и открыта арт-резиденция Vyksa, где побывали более 40 художников со всего мира.
Сообщение Песок со смыслом появились сначала на Агентство социальной информации.