Свобода решения или четкие рамки?
Ольга Шумбурова, исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество», — о законодательстве, регулирующем создание благотворительных программ, и о тех сложностях, с которыми сталкиваются НКО.
Благотворительной программе посвящена статья 17 в законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве». Она содержит три пункта, которые устанавливают требования к содержанию программы.
- Наличие срока и этапов ее реализации.
- Сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов, объем средств за финансовый год, которые должны быть направлены на реализацию благотворительной программы.
- Благотворительная программа должна быть утверждена высшим органом управления.
Казалось бы, не так уж и много, а значит, не должно возникать сложностей с выполнением этих требований.
Но на практике ситуация выглядит иначе. Если изучить информацию о наиболее частых нарушениях, которые выявляет Минюст в ходе проверок, то мы видим, что Минюст в первую очередь обращает внимание именно на несоблюдение этих требований к благотворительной программе.
При этом сам Минюст активно распространяет информацию о необходимости наличия благотворительных программ, причем не только у благотворительных организаций, но и у всех НКО, которые в соответствии со своим уставом ведут благотворительную деятельность.
Самая частая ошибка — когда организации работают в отсутствие утвержденных благотворительных программ.
Так же часто организации утверждают благотворительные программы не высшим органом управления, а каким-то иным: например, постоянно действующим органом управления или руководителем — единоличным исполнительным органом.
Среди других нарушений — отсутствие этапов и сроков реализации благотворительной программы, сметы.
К нам также часто обращаются с различными вопросами по содержанию программ. Например:
- Нужно ли в благотворительной программе зафиксировать критерии отбора благополучателей?
- Если благотворительная программа предусматривает покупку имущества, можно ли прямо в программе установить перечень производителей для приобретения продукции? Не вызовет ли это вопроса у проверяющих органов о целевом использовании денежных средств?
- Должна ли быть только одна благотворительная программа или нужно создать отдельную под каждый проект?
- С какой регулярностью можно вносить изменения?
Вся сложность этих вопросов в том, что ответы на них напрямую не фигурируют в законе.
Для того чтобы дать грамотный ответ, приходится каждый раз системно анализировать законодательство, обращаться к опыту предыдущих консультаций. Наши юристы занимаются этим профессионально и могут эти ответы найти, но как быть самим НКО, у которых нет юриста?
Кажется, что если бы ответы напрямую содержались в нормативных документах, организациям было бы проще жить. Но на самом деле это — открытый и дискуссионный вопрос.
Будет ли НКО проще и комфортнее, если в законе будет четкая регламентация каждого аспекта благотворительной программы и будут прописаны правила, которые одинаково понятны всем сторонам? Либо, напротив, лучше, когда законодательство в этом вопросе дает лишь общие рамки и оставляет свободу для решений как самим НКО, так и для контролирующих органов?
Ольга Шумбурова — исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество». Каждый месяц члены ассоциации выпускают авторскую колонку, где делятся своими размышлениями о сложных и неоднозначных аспектах благотворительной деятельности и ее правовых особенностях.
Сообщение Свобода решения или четкие рамки? появились сначала на Агентство социальной информации.