«Доброшрифт» стал предметом спора между благотворительным фондом и рекламным агентством
Фонд «Подарок ангелу» уверен, что агентство «Сметана» использует совместно созданный бренд «Доброшрифт» исключительно в коммерческих целях.
Руководитель специальных проектов фонда «Подарок ангелу» Евгения Серикова рассказала, что в 2018 году Александр Семин разработал специально для фонда «Подарок ангелу» социальную кампанию «Спасибо» — именно тогда дети с ДЦП впервые написали буквы характерным шрифтом. Год спустя к фонду обратилось рекламное агентство «Сметана» и предложило идею создания проекта «Доброшрифт».
«Мы начали в партнерстве разрабатывать этот проект, все шло хорошо, — рассказывает корреспонденту АСИ Евгения Серикова. — В сентябре 2019 года, за несколько недель до запуска проекта, мы внезапно узнали, что «Сметана» в одностороннем порядке подала заявку на регистрацию товарного знака «Доброшрифт». Но так как у основателя фонда Анастасии Приказчиковой с руководителем агентства «Сметана» были планы на создание совместного фонда в будущем, у нас не возникло вопросов и год мы отработали без каких-либо нареканий».
Права на бренд
Однако, по словам руководства рекламного агентства, в основе идеи «Доброшрифта» вовсе не лежит созданная для фонда акция «Спасибо». «Доброшрифт» — это самостоятельная разработка агентства и все, что связано с проектом, — название, товарный знак и права на все создаваемые «Доброшрифтом» материалы — собственность «Сметаны», что и было изначально прописано в договоре.
Претензии к агентству «Сметана» появились после того, как 18 августа его руководитель Андрей Бузина объявил о создании фонда «Доброшрифт», и если раньше все пожертвования от проекта получал «Подарок ангелу», то после создания «фонда фондов» круг получателей должен расшириться.
«Фонд «Подарок ангелу» работал с нами по партнерскому соглашению. За это время фонд почему-то начал воспринимать проект «Доброшрифт» как свой собственный, что в итоге привело к текущей истории. Амбиции фонда «Подарок ангелу» — быть эксклюзивным бенефициаром, мы же изначально планировали, что проект будет развиваться как способ помогать детям с разными особенностями, не только с ДЦП», — утверждает Андрей Бузина.
Бузина говорит, что когда подошло время планировать развитие проекта на следующий год, агентство предложило фонду подключить к проекту другие организации (при том, что «Подарок ангелу» остается эксклюзивным бенефициаром «Доброшрифта» в категории помощи детям с ДЦП). По словам Бузины, команда фонда сначала поддержала идею, но потом изменила свое решение.
В фонде «Подарок ангелу» не оспаривают, что авторские права на «Доброшрифт» действительно принадлежат «Сметане», однако настаивают, что заявка на получение авторских прав была подана «у фонда за спиной». Кроме того, по словам Евгении Сериковой, бренд «Доброшрифт» ассоциируется исключительно с фондом «Подарок ангелу» и права на использование прописей тоже принадлежат фонду.
Финансовый вопрос
Еще одна претензия фонда «Подарок ангелу» к агентству — то, что в фонд не были своевременно перечислены средства за продажу мерча.
«В 2020 году агентство самостоятельно занялось реализацией мерча «Доброшрифт», отчисления в фонд при этом не поступали, — сообщает Серикова. — Все это время мы постоянно запрашивали отчетность, но до сих пор ничего не получили. Единственная отчетность, которую нам предоставили, максимально непрозрачна — это просто таблица в Excel, без выгрузки из 1С. Цифры в этой табличке не соответствуют первичной договоренности».
Руководство «Сметаны» подтвердило в беседе с АСИ, что их отчет вызвал у фонда вопросы, но почему-то представители фонда не захотели встретиться лично и эти вопросы обсудить. Вместо этого, по словам Андрея Бузины, фонд поспешил объявить, что агентство зарабатывает на мерче, хотя 100% прибыли идут напрямую в фонд, а остальное — это себестоимость и издержки, связанные с организацией продаж, производством, логистикой и так далее.
«То, что сейчас происходит в публичном поле, никому не приносит пользы — все стороны страдают и сектор благотворительности тоже разводит руками, — говорит Андрей Бузина. — Мы снова предложили фонду «Подарок ангелу» встретиться лично, но пока ответа от них не получили. Мы планируем привлечь независимых аудиторов, чтобы разобраться в финансовых моментах и объяснить фонду, что мы не зарабатывали на мерче».
В этот же день руководитель «Сметаны» заявил, что агентство «не дожидаясь разрешения ситуации, перевели в фонд «Подарок ангелу» всю прибыль с продажи мерча за 10 месяцев». На вопрос, почему деньги не были переведены ранее, Бузина рассказал, что у них с фондом не было фиксированной договоренности о сроке перевода денег.
В свою очередь, фонд «Подарок ангелу» заверил корреспондента АСИ, что они планируют встречу с юристами, чтобы с их помощью и поддержкой общественности «вернуть бренд «Доброшрифт» и обещанные средства в полном объеме в фонд».
В основе социального проекта «Доброшрифт» лежит шрифт из 33 букв кириллицы, написанных от руки детьми с ДЦП, а после этого оформленных профессиональными дизайнерами. Проект предлагает людям и компаниям раз в году использовать особенный шрифт как символ объединения и поддержки.
Крупнейшие организации страны сегодня меняют свои логотипы на «написанные» детьми с ДЦП. За два года работы в проекте приняло участие более чем 400 брендов, а общий охват проекта превысил 30 млн человек.
Сообщение «Доброшрифт» стал предметом спора между благотворительным фондом и рекламным агентством появились сначала на Агентство социальной информации.