Каким должен быть годовой отчет благотворительного фонда
29 июля Комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО и Благотворительный фонд Владимира Потанина провели круглый стол, посвященный трендам и практикам в написании годового отчета.
Ответить на вопросы «почему и зачем»
Повод встречи — выпуск девятнадцатого годового отчета Фонда Потанина. Его выпустили только в цифровом формате и сделали интерактивным.
По словам Оксаны Орачевой, генерального директора Фонда Потанина, годовой отчет для них — повод и возможность рассказать аудитории, как фонд работает, и сделать его миссию более понятной.
Годовой отчет не должен повторять документы, которые и так опубликованы на сайте благотворительного фонда. Если не дублировать формальности, а отвечать на вопросы «почему» и «зачем», годовой отчет будет повышать доверие общества, считает Орачева.
К тому же годовой отчет можно использовать как начало диалога со своей аудиторией. Фонд Потанина несколько раз спрашивал своих грантополучателей, что именно они хотят видеть в их отчетах. Чаще всего они интересовались, кому и как помогла поддержка фонда и чего добились сами грантополучатели.
Нерешенной в годовой отчетности, по мнению генерального директора Фонда Потанина, остается проблема сопоставления статистики и социального результата.
Что еще важно
Для аналитиков важны регулярность годовых отчетов и их единообразие. Это помогает сравнивать, как развивается фонд и его работа, отметили в рейтинговом агентстве RAEX.
Антон Долгов, исполнительный директор Фонда президентских грантов, рассказал, на что обращают внимание в номинации фонда в конкурсе годовых отчетов «Точка отсчета».
По его словам, в годовых отчетах важно описывать, как фонды выстраивают коммуникацию со своими донорами, как транслируют им свои ценности и сопоставляют их с ценностями партнеров.
Помимо коммуникаций с внешней аудиторией годовой отчет — это способ рефлексии для команды благотворительных фондов. Во время его подготовки сотрудникам легче понять важность своей работы.
В годовом отчете можно активнее использовать цифровые форматы — фото, инфографику, видео. Более того, по замечанию фонда «Со-единение», их лучше делать адаптивными для людей с инвалидностью.
Излагать без занудства
По мнению исполнительного директора Forbes Глеба Прозорова, любой отчет — это «эталон занудства», а отчет в НКО-секторе еще и «страдает сопливостью».
По его словам, в годовых отчетах благотворительные фонды должны уделять внимание стилистике текста, потому что написанная коряво суть до аудитории не дойдет.
«Если посмотреть на это глазами СМИ, продираться через ваше занудство никто ни в одной нормальной редакции не будет. Давайте излагать все на нормальном, простом русском языке», — призвал Прозоров.
Он посоветовал во время подготовки отчетов давать его вычитывать кому-нибудь из целевой аудитории. Если не заснут — с отчетом все в порядке.
Не писать «парадный портрет»
По мнению Фатимы Мухомеджан, директора Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», годовой отчет — это самопрезентация фонда и часть культуры благотворительного сектора.
Годовой отчет должен понятно показать обществу, как фонд реализует свою миссию так, чтобы в него поверили, уверена Мария Морозова, генеральный директор фонда Елены и Геннадия Тимченко.
«Отчет — это полезная ежегодная история, которая помогает фондам посмотреть на себя со стороны. <…> Мы считаем, что отчет точно не должен быть парадным портретом, в нем нужно говорить и о вызовах, и о сложностях в работе», — сказала Морозова.
Сообщение Каким должен быть годовой отчет благотворительного фонда появились сначала на Агентство социальной информации.