Новость с сайта asi.org.ru: Гибкость, коалиции, доверие: чему пандемия научила НКО
На что просили деньги некоммерческие организации в кризис 2020 года и зачем нужно было создавать коалиции доноров.
Помочь выплатить зарплату
В марте 2020 года Фонд Потанина выделил 1 млрд рублей на поддержку пострадавших от пандемии некоммерческих организаций.«В то время было еще сложно сориентироваться, кто именно и в какой конкретно поддержке нуждается. Мы не специализируемся на адресной помощи, поэтому решили делать то, что умеем лучше всего, — поддержать НКО, которые как раз оказались на передовой. Фонд предложил фондам три антикризисных конкурса», — рассказала гендиректор фонда Оксана Орачева на Форуме благотворителей и меценатов Forbes, прошедшем 2 марта в «Марриотт Роял Аврора».
В первом конкурсе организации могли получить деньги на то, чтобы «просто выжить»: Фонд Потанина финансировал выплату зарплат сотрудникам НКО, аренду помещений и другие нужды.
«При этом мы разрешили 100% перераспределение [средств] на усмотрение самой организации, потому что понимали, что ситуация (на что надо тратить деньги) может измениться», — пояснила Орачева.
Второй конкурс был направлен на поддержку лидеров сектора, «которые и сами оказывают помощь, и системно влияют на изменения». Третий — на поддержку системных программ.
«Многие просили деньги на создание эндаумента (целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях организации. — Прим. АСИ), потому что стало понятно, что в кризис хорошо бы иметь подушку безопасности, тогда на зарплату денег точно хватит», — прокомментировала гендиректор Фонда Потанина.
Не дать искусству погибнуть
Фатима Мухомеджан, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», сообщила на форуме, что фонд вложил свыше 160 млн долларов на решение острых проблем, которые требовали быстрого реагирования, в том числе покупку СИЗ. При этом фонд не сменил и не оставил основную специализацию – продолжал регулярно поддерживать крупнейших деятелей культуры и коллективы.
«Чтобы искусство развивалось в любое время, нужны меценаты, которые будут эту сферу поддерживать. Благодаря нашей поддержке многие имели возможность преобразовать свою деятельность в онлайн, продолжать реализовывать свои проекты: это Мариинский театр, Театр на Малой Бронной, оркестр «Виртуозы Москвы», музей «Гараж» и другие», — рассказала Фатима Мухомеджан.
Выводы и работа над ошибками
Гибкость и доверие
«Мы убедились, что частные доноры могут действовать быстрее, чем государство; надо больше доверять грантополучателям – это приводит к большей ответственности; надо гибче реагировать на обстоятельства», — подчеркнула Оксана Орачева.
Нет коалиций доноров
«У нас не возникли реальные коалиции между донорами, — отметила Мария Черток, директор фонда «КАФ». — На Западе это был огромный действующий механизм. В Великобритании ассоциация страховых компаний (Association of British Insurers. — Прим. АСИ) создала фонд быстрого реагирования для помощи НКО в размере 100 млн фунтов – это огромный ресурс для сектора, который мог не бегать по донорам, а получить помощь в одном месте».
Также она сказала, что малая часть доноров проявила гибкость и упростила процедуру отчетности для НКО, которые во время пандемии и без этого были завалены работой.
«Я считаю важным упущением, что у нас нет статистики о вкладе сектора в борьбу с пандемией, — подчеркнула Мария Черток. — Все про себя знают, сколько потратили, но нужна общая цифра. Она будет говорить о важности и объемах того, что мы делаем».
Проблемы с коммуникацией
Несмотря на весь опыт совместной работы НКО и государства, было недостаточно коммуникации, взаимопонимания и вовлечения НКО в решение кризисов, считает Ксения Франк, председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко.
«Было много ситуаций, когда невозможно было получить какой-то официальный запрос от госучреждения на помощь, которая очевидно была нужна. Не везде НКО были включены в оперативные штабы, хотя они часто первыми видят проблему и могут ее решить. Это особенно актуально для регионов, где мало НКО, у которых есть доверительные отношения с властью», — рассказала Ксения Франк.
Также она отметила важность горизонтальных коммуникаций в самом секторе, которые тоже могли бы сделать общую работу эффективнее: «Люди, которые решают однотипные проблемы в разных городах, могут эффективнее всего поддержать друг друга».
Сообщение Гибкость, коалиции, доверие: чему пандемия научила НКО появились сначала на Агентство социальной информации.