Новость с сайта asi.org.ru: Научены и с горьким опытом: как в США добились, чтобы заключенные получали дипломы и больше не возвращались в тюрьму
Американские фонды сделали образование для заключенных не только социально важным, но и выгодным проектом.
В Соединенных Штатах снова появятся гранты для людей, получающих образование в местах лишения свободы. В декабре 2020 года Дональд Трамп подписал второй пакет мер помощи населению в связи с пандемией коронавируса. Среди прочего в пакете есть долгожданное, в том числе для некоммерческих организаций и донорских фондов, возвращение финансовой поддержки образовательных программ для заключенных тюрем.
Тюремные образовательные программы в США имеют давнюю историю. Первый опыт внедрения таких программ относится ко второй половине XIX века. В 1960 году образовательные программы были доступны лишь в девяти тюрьмах страны. В 1972-м было решено расширить категории тех, кто мог претендовать на получение т.н. грантов Пелла для оплаты образования, и разрешить подавать заявки отбывающим наказание в тюрьме.
В 1965 году по инициативе сенатора от демократов Клейборна Пелла правительство США учредило федеральные стипендии для малоимущих студентов – т.н. гранты Пелла. Стипендия выплачивается тем, кто нуждается в материальной помощи для покрытия расходов на обучение. Особенность этих стипендий в том, что возвращать их не надо.
К 1982 году такие программы обучения в тюрьмах – college in prison – действовали в 350 пенитенциарных учреждениях страны. В них участвовали почти 27 тыс. заключенных (9% от всех, кто сидит в местах лишения свободы), главным образом – за счет грантов Пелла.
Но в 1994 году программа субсидирования образования для заключенных была фактически отменена: Билл Клинтон ужесточил законодательство по борьбе с насильственными преступлениями. Осужденным запретили подавать заявки на получение грантов Пелла. В результате к 1997 году лишь в восьми тюрьмах можно было получить заочно среднее и высшее образование. При этом, согласно ряду исследований, процент рецидивов среди осужденных – то есть число тех, кто после отбытия наказания через какое-то время вновь попадал в тюрьму – вырос до 60%, тогда как за 20 лет функционирования программы предоставления грантов Пелла заключенным эта цифра колебалась в районе 11-15%.
Бардская тюремная инициатива
Одно из немногих учебных заведений, которое продолжило помогать заключенным получать образование после ужесточения законов, — Бард-колледж (Bard college), разработавший в 2001 году специальную образовательную программу «Бардская тюремная инициатива» (Bard Prison Initiative). Финансирование программы взяла на себя неправительственная организация «Фонд Форда» (Ford Foundation).
По этой программе отбывающие наказание в шести тюрьмах штата Нью-Йорк могут получить дистанционно среднее специальное и высшее образование. Преподаватели колледжа разработали методички и базы данных, позволяющие работать без подключения к Интернету (практически во всех тюрьмах США доступ к Интернету запрещен). За 20 лет «Бардская тюремная инициатива» превратилась в одну из ведущих программ тюремного образования в стране. Программа предлагает ежегодно до 160 различных обучающих курсов в области гуманитарных наук.
Сейчас в программе BPI участвуют 15 образовательных заведений США, вошедших в Консорциум BPI. Среди них Уэслианский университет, в котором с 2009 года существует Центр тюремного образования (Center for Prison Education). По его программе обучение по курсам гуманитарных наук проходят заключенные штата Коннектикут.
Обучение «с продолжением» в Калифорнии
Феномен развития системы тюремного образования мы видим в Калифорнии: почти во всех тюрьмах штата заключенные могут учиться онлайн или офлайн. По данным ECMC Foundation, помогающего малоимущим в получении образования, В 2019 году почти шесть тысяч заключенных в 34 из 35 тюрем штата обучались в колледжах Калифорнии.
Причем есть система продолжения образования на свободе. После освобождения студент может перевестись из одного колледжа в другой и получить диплом в ближайшем к дому учебном заведении — независимо от того, к какому образовательному учреждению штата он был прикреплен, когда обучался в тюрьме. В этой системе участвуют около 30 колледжей Калифорнии.
Все это стало возможным благодаря т.н. инициативе Renewing Communities по преобразованию государственной системы высшего образования с тем, чтобы заключенные и бывшие заключенные тюрем могли получить образование в колледжах и университетах штата. Это совместный проект Института возможностей (The Opportunity Institute) и Стэнфордского центра уголовного правосудия (Stanford Criminal Justice Center), который поддержали 13 неправительственных фондов и групп, в том числе «Фонд Форда» (FordFoundation), Фонд Эндрю У. Меллона (The Andrew W. Mellon Foundation), благотворительный фонд Банка Америки (Bank of America Charitable Foundation), ECMC Foundation, Фонд Розенберга (Rosenberg Foundation) и др. На программу, рассчитанную на пять лет, фонды-участники выделили 9,2 млн долларов.
Эффективность тюремного образования
В целом заключенные, получившие образование и профессиональную подготовку, реже возвращаются за решетку после освобождения и чаще находят работу, чем те заключенные, которые не участвовали в тюремных образовательных программах. Так, согласно исследованию, проведенному в 2013 году «РЭНД Корпорейшн» (RAND Corporation (2013): Evaluating the Effectiveness of Correctional Education – A Meta-Analysis of Programs that Provide Education to Incarcerated Adults), образование и профессиональная подготовка в тюрьмах приводят к снижению уровня рецидивизма и улучшают перспективы трудоустройства. Вот некоторые выводы этого исследования:
вероятность того, что заключенные, которые участвуют в исправительно-воспитательных программах, вновь окажутся в тюрьме, на 43% меньше по сравнению с теми, кто не участвует в таких программах;
- заключенных, которые трудоустроились после освобождения, на 13% больше среди участников программ образования или профессиональной подготовки, чем среди тех, кто не участвовал в таких программах;
- вероятность трудоустройства после освобождения из тюрьмы у участников программы профессиональной подготовки на 28% больше, чем у тех, кто не прошел такую подготовку;
- сумма прямых затрат на обеспечение образования оценивалась в размере 1400–1750 долларов на одного заключенного, при этом затраты, связанные с повторным тюремным заключением, были на 8700–9700 долларов ниже на одного заключенного, который участвовал в исправительно-воспитательной программе, по сравнению с теми, кто не учился.
За 20 лет существования «Бардской тюремной инициативы» выпускниками Бард-колледжа и его партнеров по программе уже стали около 600 заключенных тюрем штата Нью-Йорк. Среди них коэффициент возврата в тюрьмы составляет всего 2-2,5%. По программе университета Уэсли за 11 лет обучение прошли уже около 400 заключенных, в том числе 90 женщин.
Тюремное образование в России
Согласно статье 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные, не достигшие 30-летнего возраста, имеют право на получение обязательного общего образования. Согласно статье 108 УИК, отбывающие наказание в российских тюрьмах могут также получить и обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а при желании и при наличии возможностей в исправительном учреждении – и высшее образование. Одно из таких условий – наличие у исправительной колонии договора с высшим учебным заведением на прохождение осужденным заочного обучения. По данным ФСИН на 2019 год, такой возможностью пользовались около 1000 заключенных по стране.
Содействие обучению заключенных — одно из доступных направлений для подачи заявки на президентский грант некоммерческими организациями. По итогам первого конкурса 2021 года грант на пилотную программу Be_skilled в архангельской колонии ИК-7 получила региональная благотворительная организация «Рассвет». Она будет помогать заключенным получать рабочие профессии.
Сообщение Научены и с горьким опытом: как в США добились, чтобы заключенные получали дипломы и больше не возвращались в тюрьму появились сначала на Агентство социальной информации.