«Поклон кораблям Великой Победы»: зачем команда Константина Богданова ищет подлодки времен войны
В годы Великой Отечественной войны Советский Союз потерял более сотни подводных лодок, из которых, по официальным данным, 81 погибла во время боевых действий. Часть из них затонула в водах Балтийского моря, и до 2005 года их никто особенно не искал, пока не появилась Разведывательно-водолазная команда. Тогда профессиональные водолазы стали находить, документировать и идентифицировать погибшие корабли.
Свой 14-й поисковый сезон экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» начала 29 апреля 2018 года. «Завтра в море. Позади долгие месяцы ожидания, подготовки, согласований, работы с архивами. Прошлый сезон был уникальным с точки зрения находок. Каким окажется май 2018 года? Посмотрим. Надеемся, что погода этого сезона, как и удача, не будет переменчива», — написал руководитель и идеолог команды Константин Богданов накануне старта.
Корреспондент АСИ поговорил с Богдановым в финальный день экспедиции, 8 мая, когда результаты были очевидны, а на Балтийском море устанавливался штиль.
Константин, чем занимаетесь сегодня?
Сегодня завершающий день экспедиции, выходим на место гибели подлодки Щ-405, планируем сделать съемку и немножко очистить корпус лодки от сетей, чтобы была возможность осмотреть ходовой мостик и, возможно, увидеть останки экипажа. В момент гибели подлодка шла в надводном положении, командир и еще несколько членов экипажа находились наверху. Лодка погибла мгновенно, сегодня попытаемся посмотреть, что там осталось.
Во время экспедиции вы нашли подлодку Щ-317 и написали, что это – самая важная новость сезона. Почему?
Эта лодка – самая результативная по количеству успешных подтвержденных торпедных атак за один поход. Она сама по себе была знаковой. С другой стороны, она интересна тем, что существовало несколько версий ее гибели. Судя по архивным источникам и донесениям нашего противника, она должна была погибнуть в шведских территориальных водах, у острова Эланд, или же от подрыва на мине или атаки авиации в районе Финляндии и Эстонии. Но оказалось, они успешно преодолели все атаки, дошли практически до своей воды, почти форсировали самое крупное в истории ВОВ минное заграждение «Зееигель» у острова Большой Тютерси и погибли буквально на последней линии. Лодка знаковая, потому что ее искали везде и даже несколько раз объявляли найденной – и в Швеции, и в Эстонии. А она лежит в российских территориальных водах.
Стоит ли поднимать подлодку со дна?
Подъем лодки – крайне сложное мероприятие. Ни о каком подъеме речи не идет по нескольким причинам. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых – технически сложно: балтийская вода достаточно агрессивна к металлу, поэтому лодки находятся в очень грустном состоянии с точки зрения сохранности.
И самое главное – это бессмысленно: с одной стороны, это братская могила для экипажа, с другой – если лодку поднимать, то с ней потом надо что-то делать, а это дополнительные затраты. А поднять просто ради того, чтобы поднять и отдать на металл – бессмысленно. Пусть лучше эти братские могилы остаются на том месте, где они погибли и где мы их обнаружили. Достаточно того, что координаты будут нанесены на морские карты, и проходящие суда смогут отдавать им дань памяти.
Почему балтийская вода агрессивна?
Она не очень соленая, но металл в таких условиях быстро приходит в негодность и требует отдельных дорогостоящих усилий по консервации. Даже у лодок, которые погибли 70 лет назад, металлические конструкции достаточно слабые. А на некоторых даже разрушены части легкого корпуса рыболовными сетями.
Какая была максимальная глубина погружения во время экспедиций?
В финских водах нашли один корабль на 98 метрах, а здесь максимальная глубина 77 метров. Это как раз Щ-317, она лежит в такой яме.
Как реагируют на ваши находки люди, родственники которых воевали на этих подлодках?
Когда люди видят информацию о найденной подлодке, выходят на связь, благодарят. Несколько раз приходилось слышать, что с нахождением лодки в семейной истории исчезает некое белое пятно. Часто бывает как: знают, что предок служил на подводной лодке, погиб примерно там-то и все. Нам рассказывали, что некоторые семьи настолько чтили память погибших родственников, что приезжали в канун 9 мая на берег Финского залива, возлагали там цветы.
А тут мы сообщаем, что лодка погибла на таких координатах, с конкретной широтой и долготой, при таких обстоятельствах. Естественно, это дополняет и восполняет семейную историю, люди реагируют очень тепло.
В вашей семье были подводники? Кто-то воевал?
Подводников не было. Один дед погиб при обороне Москвы в пехоте, а второй прошел всю войну танкистом. Он прошел Сталинград, там был тяжело ранен и потом ушел на обучение.
У вас на сайте написано, что вы ныряете с 1812 года. Это опечатка?
Нет, это наша такая шутка. Нырять я начал в 1998 году.
Вам бывает страшно во время погружения?
За столько лет уже как-то привыкли. Есть, конечно, опасение каких-то нештатных ситуаций, но страха нет. Скорее, интерес, стремление выполнить поставленную задачу. У нас же целая команда, поэтому погружаемся несколькими группами. У каждой группы расписаны задачи. Если это съемка, то делаем подробную раскадровку: где стоит осветитель, где плавает модель, где стоит оператор, как они между собой потом меняются. Все расписано по шагам, по ролям.
Сейчас у нас, например, будет очистка рубки от сетей. Один человек будет резать, другой – ему светить, а третий — страховать и одновременно делать съемку. Это очень командная работа. Когда погружаешься, ты следишь за приборами, что все штатно работает, что можно идти на глубину, а потом настраиваешься на выполнение задач.
Кто ставит задачи?
Задачи определяю я, но мы все уже понимаем, что нужно сделать, чтобы добиться определенного результата. Потом вместе расписываем задачи по группам. В сегодняшнем составе команда сложилась с 2013 года, поэтому все уже сплаваны, сныряны и понимают друг друга с полуслова.
Сколько сейчас человек на борту?
Сейчас 12 человек: десять мужчин и две женщины. Ольга Акулова выполняет очень важную экспедиционную роль фотографа и оператора.
Нужно фиксировать важные моменты, первые впечатления, для этого необходим отдельный человек, ему не обязательно нырять: под водой снимает другой оператор. Мария Иванова совершает неглубокие погружения, а в остальное время кормит команду.
Как долго готовитесь к каждой экспедиции?
Несколько месяцев. Потому что работа в архиве занимает достаточно много времени, чтобы определить районы предстоящего поиска. Потом — получение всяких разрешительных документов. Поскольку мы работаем в пограничной зоне и зоне ответственности военных, мы должны получить разрешения и от военных, и от пограничников. Дальше, соответственно, фрахт корабля — и поехали.
И самое главное – финансирование. Экспедиция стоит серьезных денег, поэтому привлечение финансирования — отдельная задача. В этом году мы работаем на средства Фонда президентских грантов. Слава богу, у нас есть возможность провести несколько экспедиций. В этом году нам предстоит несколько поездок в Эстонию, Финляндию и еще две экспедиции в Финском заливе, в российской зоне.
Почему вы вообще решили искать подлодки?
Если говорить про Балтику, то в 2012 году Управление Министерства обороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества передало нам координаты подводной лодки «Правда», обнаруженной в ходе прокладки Северного потока, и попросило ее обследовать.
Мы обследовали, установили мемориальную табличку, провели акцию памяти, отдали воинские почести. А потом выяснилось, что на Балтике еще порядка 20 не найденных подводных лодок со времен войны. Так и перебрались в холодные темные воды Финского залива. Здесь работы довольно много: на сегодняшний день мы нашли 11 или 12 подлодок, осталось найти еще восемь.
Завтра вы должны оказаться на берегу. Как будете отмечать 9 мая?
Да, завтра будем уже в Питере. Отмечать – никак: соберемся и поедем домой, потому что послезавтра всем на работу. Возможно, если успеем, сходим на парад.
Еще у нас есть традиция: после экспедиции мы обязательно идем на подводную лодку «Народоволец». Просто такая традиция: прийти туда, пройти по ней, еще раз напомнить себе о чувствах и впечатлениях тех людей, которые воевали. А потом – домой.
Проект «Поклон кораблям Великой Победы» получил грант Президента РФ на развитие гражданского общества.
Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Сообщение «Поклон кораблям Великой Победы»: зачем команда Константина Богданова ищет подлодки времен войны появились сначала на Агентство социальной информации.