Елена Тополева: у нас серый сектор
Взять два реестра НКО — получателей господдержки и объединить. Вроде бы простая, скорее технического свойства, задача. Но это только на первый взгляд.
Речь идет о бессрочной мере поддержки – о налоговом вычете для бизнеса, который осуществляет пожертвования в адрес некоммерческих организаций. Реестр создается не раз и навсегда, нужны механизмы обновления сведений об организациях, нужно понимание того, как действовать НКО, которые имеют право быть в реестре, но по каким-то причинам туда не попали, и т.д.
И еще было бы правильно, чтобы налоговый вычет для бизнеса, жертвующего НКО, предоставлялся прозрачно, чтобы можно было увидеть, кто пользуется этой мерой и в каком объеме и все эти данные стали составной частью реестра.
Очень важно, что, в соответствии с поручениями президента по итогам встречи с членами Общественной палаты нового созыва, эти многочисленные вопросы будут решаться правительством совместно с Общественной палатой, а значит, будет обсуждение с участием самих некоммерческих организаций.
У вполне практической задачи создания единого реестра для получателей поддержки есть более глобальный фон – создание реестра вообще всех НКО. Нам нужна база открытых данных о некоммерческих организациях.
Идея создания такого «большого» реестра НКО совсем не нова, ее давно предлагают, и, честно говоря, я всегда была против этого. Там вполне очевидные риски: кого-то запишут, кого-то нет, всех поделят на хороших и плохих и т.д. А теперь я передумала и вот почему.
Когда мы говорили о том, что некоммерческим организациям во время пандемии необходима государственная поддержка, очень сложно было аргументировать свои предложения. Потому что, как выяснилось, у нас практически нет достоверных данных об НКО.
Мы не знаем точно, сколько у нас социально ориентированных НКО разных типов и сколько их всего. Сколько человек занято в некоммерческом секторе? Сколько работают в штате, сколько нештатно? Какие суммы совокупно платят НКО в виде налогов? И так далее… Масса вопросов, на которые уже давно должны быть четкие ответы. А на самом деле данных либо нет, либо они очень сильно разнятся.
Мы тут долго пытались понять, сколько НКО у нас применяют пониженный тариф страховых взносов. Вроде бы такая простая вещь, но оказалось, что это нельзя выяснить обычным запросом! Начали опрашивать знакомых, получать экспертные мнения. И тоже оценки изначально расходились в разы! Слава богу, потом получили данные. Причем очень интересные. Так давно существует эта мера поддержки НКО, а ее используют всего-то чуть более 10 тыс. организаций…
Есть еще такая мера поддержки НКО, как налоговый вычет для физических лиц, жертвующих НКО, — по закону жертвователь может вернуть часть НДФЛ. Кто этой возможностью пользуется? Сколько физлиц? Какие средства они возвращают себе в качестве НДФЛ?
Получается, у нас некоммерческий сектор – серый.
Я часто слышу, что меры поддержки НКО во время пандемии были не очень удачными, потому что их адресовали не тем, кто больше пострадал, а тем, кто, что называется, был под фонарем: кто получает бюджетные гранты и субсидии, кто входит в государственные реестры поставщиков социальных услуг в соответствии с 442-ФЗ. Пришлось сделать такой выбор, потому что про эти организации есть информация!
Большинство НКО-получателей бюджетных денег более или менее прозрачны, регулярно отчитываются, подают о себе кучу сведений, и они есть в открытом доступе.
С мерами поддержки для малого бизнеса в этом смысле было куда проще. Потому что у МСП есть реестр — зашел в него, и сразу все понятно.
Я думаю, что нам в некоммерческом секторе совершенно необходим такой реестр, из которого можно получать полную и достоверную информацию обо всех НКО. Еще лучше, если — как, например, в Великобритании — в таком реестре у НКО будут личные кабинеты, в которые организации сами смогут загружать сведения: публичные отчеты, информацию о текущих проектах и т.д. Такой реестр стал бы не только базой для изучения сектора, но и инструментом, который помогает принимать взвешенные решения о поддержке той или иной организации.
Сейчас это скорее задача на будущее, но уже сегодня можно двигаться в этом направлении.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.
Сообщение Елена Тополева: у нас серый сектор появились сначала на Агентство социальной информации.